10 марта 2006 года в Москве состоялась Всероссийская
Были выработаны практические рекомендации под девизом «Вместе за Россию и Флот!» В них на первое место поставлено:
- в срочном порядке высшим институтам государственной власти во взаимодействии с заинтересованными организациями разработать систему политических, экономических и научных мер по устойчивому развитию российского кораблестроения, как на ближайшее время, так и на долгосрочный период.
- поручить соответствующим органам государственной власти рассмотреть вопрос реструктуризации судостроительной промышленности страны, не допуская монополизации в этой области; реструктуризация должна проводиться на основе здоровой конкуренции, в том числе, используя принцип
- для качественной и динамичной координации и руководства судостроением восстановить общероссийскую государственную структуру управления;
- для принятия немедленных мер по финансированию использовать средства Стабилизационного и Инвестиционного фондов;
- Счётной Палате России осуществить проверку целесообразности заказа судов на иностранных предприятиях;
- принять неотложные меры по сохранению и возрождению научного потенциала высоких технологий.
Всего зафиксировано 15 рекомендаций.
В своём докладе руководитель Федерального агентства по промышленности Б. С. Алёшин подтвердил, что «за 2000 — 2005 год существенного улучшения в решении задачи строительства флота не произошло… Удовлетворение потребностей государства регулируется в основном за счёт
Алёшин требует «придания отрасли нового облика, основу которого составит группа крупных системообразующих конкурентоспособных интегрированных структур».
Руководитель ФАП сообщил: «В предстоящий период предполагается создание на базе научных организаций Центра морской науки — ФГУ „Крыловский государственный научный центр“, также предполагается создание двух крупных системообразующих структур надводного и подводного кораблестроения…. При построении этих структур необходимо использовать схему, подобную Объединённой авиационной корпорации».
Б. Алёшиным было представлено 10 слайдов — иллюстраций и тезисы доклада «О направлениях создания экономических условий для обновления российского флота, развития судостроительной промышленности».
Неделю спустя, 16 марта 2006 года, в Малом зале Государственной Думы РФ состоялись парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение создания экономических условий обновления российского флота, развития судостроительной промышленности и поддержки судостроения в Российской Федерации». Официальное представительство на слушаниях было обозначено лицами второго и третьего плана:
- от Федерального агентства промышленности — Дутов Андрей Владимирович и руководитель департамента Коптев Юрий Николаевич (пришёл с опозданием на час);
- заместитель руководителя департамента Минтранса России Фролов (вместо заявленного руководителя департамента Попова Владимира Алексеевича;
-
- председатель комитета Государственной Думы по промышленности и науке Шаккум Мартин Люцианович и его заместители: Клюс Виктор Александрович и Шпорт Вячеслав Иванович.
Выступил Мартин Шаккум. Основная фраза его выступления: «Приоритет по сравнению с конкурсами должны дать наши законы». Остальная часть выступления — общие слова.
Выступление Андрея Дутова: «Главную роль в финансировании отрасли играет госзаказ».
Выступление Артура Чилингарова: «Никогда не знал, что Коптев имеет хоть
Выступление Фролова: Общие слова об увеличении объёма перевозок и о старении судов.
Выступление Юрия Коптева (наиболее содержательное): «Заказ для судостроителей России уменьшился на порядок. Кто как выживает. Никакой диверсификации, сидим на игле экспорта. Темпы развития судостроительной промышленности определяются нашими экспортными заказами. Гражданские технологии свалились ниже 100%. Военные технологии пока еще действуют, как Несколько лет мы обсуждаем закон об оборонном заказе. Откройте закон — там ГОЗ оформляется за счёт госбюджета и только. Происходит всё больший сдвиг в сторону совместных разработок «поставщик — покупатель». Опыт показывает, что при реструктуризации нельзя всех стричь под одну гребёнку. Срочно необходимо завершить разработку и формирование законов, способствующих развитию отрасли. Кто это будет делать?! 1. Нужна программа военного строительства. 2. Нужна программа перевооружения промышленности. 3. Нужна программа развития гражданской авиации».
Выступление Виктора Клюса: «Я выражаю большие надежды на новую законодательную базу, которая обеспечит развитие промышленности. Вы посмотрите, как справилась с трудностями дальневосточная «Звезда». В Китае отмечается расцвет и бум судостроения. Корабли стоят даже на пляже. И нам, чтобы не потерять кадры, надо начать строить. Кто сегодня придёт на наши заводы? Практически никто. Представители Минфина не осмелились придти на эти слушания, а в мае будет рассматриваться стратегия развития отрасли» (замечание автора: представители Минфина просто не захотели тратить время на пустую говорильню).
Выступление Соколова Алексея Анатольевича, зам. директора департамента макроэкономического планирования Минэкономики — трудно воспринимаемое. Выступление представителя ВМФ РФ, "Срок службы корабля — 30 лет. Каждый военный корабль стоит 10–20 млрд. долларов (дешевле одного
На слушаниях был представлен блок приложений: 1. Приложение 1 — "Рекомендации парламентских слушаний Государственной Думы « Законодательное обеспечение создания экономических условий обновления российского флота ….». 2. Приложение 2 — «Информация Федерального агентства морского и речного транспорта к парламентским слушаниям на тему „ Законодательное обеспечение создания экономических условий обновления российского флота …“. 3. Приложение 3 — „Анализ зарубежного опыта государственной поддержки развития судостроительной промышленности“. 4. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года). 5. Материалы Ассоциации судостроителей
В заключение можно сделать вывод: мнение абсолютного большинства присутствовавших руководителей предприятий таково — при нынешней государственной администрации развал промышленности будет углубляться. Также можно отметить следующее: Проблемы судостроения России — это почти полная аналогия проблем авиастроения. И там, и там явно выражено противостояние Б. С. Алёшина и директоров промышленных предприятий отраслей, а также противостояние эксплуатирующих фирм с фирмами — производителями. Реально существует несовершенство (до полного отсутствия по ряду вопросов) законодательной базы и отсутствие реальной поддержки отраслей государством. Производители отмечают отсутствие стратегии развития обеих отраслей и сомнительность направления развития отраслей после 2006 года, выбранного Борисом Алёшиным и Ко. Как показало время, предыдущие годы деятельности тандема Илья Клебанов — Борис Алёшин привели к дальнейшему развалу отраслей. Выжили лишь отдельные самостоятельные производства за счёт военного экспорта.
См. “Замаскированное разрушение обороноспособности России…»
Роберт Быков, Помощник депутата Госдумы, член Академии безопасности, обороны и охраны правопорядка