Чем больше проблем в

Чем больше проблем в

Чем больше проблем в

Принципиальная политика сепаратистских властей, фактически контролирующих переговорный процесс и не желающих признания Верховного совета Абхазии в изгнании — как стороны переговорного процесса, вынудили президента Михаила Саакашвили принять решение об изменении статуса и должности Ираклия Аласания, который отныне будет официальным представителем президента по урегулированию абхазского конфликта. Очевидно, чем больше проблем в Тбилиси, тем на большие уступки Сухуми и Цхинвали могут рассчитывать. Поэтому оппозиционные партии должны в полной мере чувствовать на себе всю ответственность создавшейся ситуации, а президент Саакашвили обязан пресекать безнравственную политику внутри своих команд. Необходима чистка внутри, а не внешние репрессии, которые приведут его режим к краху.

Параметры процесса развития недовольства в обществе и по количественному, и по качественному показателям высоки. И дай Бог, чтобы он для этого сам, наконец, созрел и прекратил бы ежедневные консультации с тенью Иосифа Сталина. Перспектива остаться в истории Грузии позитивным героем у него еще есть и свидетельством этого можно
считать данное кадровое решение.

Раннее Ираклий Аласания занимал пост председателя совета министров правительства Абхазии в изгнании. Это место заняла новая фигура — gпредставитель «киевской группы» — Малхаз Акишбая. Тем самым не утерян контроль за этой квази-структурой, так или иначе выражающей интересы вынужденных переселенцев из Абхазии. Для ее перестройки и повышения эффективности властям Грузии пока явно не хватает ни сил, ни возможностей, но ее упразднение, за которое ратуют радикалы- либералы может вызвать серьезный всплеск негодования в среде беженцев из Абхазии.

Сравнивая ситуацию с Карабахским конфликтом, можем подчеркнуть всю беспомощность центральных властей в Тбилиси. Если Баку ведет переговоры с Ереваном, а Степанакерт не допускается даже в качестве наблюдателя на переговорный процесс (фактически формат находится под контролем Баку), то здесь, наоборот, (Тбилиси не контролирует переговорный формат). Это, конечно, следствие «высокого уровня» развития грузинской дипломатической школы, а также наших зарубежных советников.

Разумеется, в обоих случаях нарушаются гражданские и политические права большого количества жителей из конфликтных зон, не имеющих возможности принимать участие в определении собственной судьбы. Но международному сообществу нет до этого никакого дела.

Попытки воздействовать на изменение переговорных форматов по абхазскому и цхинвальскому конфликтам, на этом этапе закончились полным крахом. Удалось всего лишь усилить присутствие ЕС, экономический ресурс которого рассматривается как стратегический в деле постконфликтной реабилитации. Однако, несмотря на смелые политические заявления представителей ЕС и, в частности, посла ЕС на ЮК Петера Семнеби, они не могут в полной мере противопоставить себя российскому давлению. Скорее всего, в ближайшем будущем возможно возникновение нового консультативного формата ЕС-Россия, в котором могут рассматриваться проблемные вопросы по этим конфликтам. С этими инициативами выступил посол Италии в России Джанфранко Бонетти, признав при этом бесперспективность СНГ. Этот формат необходим прежде всего России. Психологически ей важно ощущать себя равнозначимой ЕС. Если Грузия или Молдова не будут в этих процессах фигурировать, то от этой инициативы ничего хорошего ожидать не приходиться.

Очевидно, Россия готовится включить все свои лоббистские механизмы в ЕС, для того уменьшения политической значимости этой структуры на ЮК. И, возможно, мы станем свидетелями очередных торгов и сговоров.

Эти процессы без сомнений усилят в Тбилиси проамериканские симпатии.

Новое назначение Ираклия Аласания, имеющего небольшую, но сильную молодую команду, сможет усилить эффективность деятельности существующего формата, но вряд ли повлияет на его изменение. Этот молодой и перспективный политик не будет рисковать. Он очень осторожен и ему некуда в отличие от других спешить. Он имеет серьезную поддержку со стороны американских политиков. Авторитет его в дипломатических кругах высок. И он будет его стабильно развивать до тех пор, пока не созреет для относительно независимой политической игры и у него есть серьезные на то возможности. Ему одному известно, чего хочет он во власти. И, вряд ли он этой тайной поделиться.

Ираклий Аласания, кроме личных достоинств обладает еще одним важным психологическим преимуществом. Отец Ираклия был зверски убит вместе с тогдашним председателем правительства ВС Абхазии -Жиули Шартава абхазскими экстремистами во время взятия ими Сухуми. Т.о. он является в прямом смысле этого слова — символом абхазской трагедии. Он имеет моральное право быть «голубем мира». И в этом его сила. Его сила в его спокойствии.

А для сепаратистов это — очень неудобный собеседник. Они понимают, что он работает не один, а «вместе с отцом». Несмотря на то, что Сергей Шамба уже успел официально поприветствовать новое назначение, сецессионисты понимают, что Тбилиси готовится к новой политической битве и опасаются этого.

Сможет ли Аласания подчинить себе различные разрозненные государственные структуры, работающие по проблемам Абхазии? Вполне логичным и верным является заявление о создании стратегического плана по урегулированию этого конфликта. (О принятии этого простого, но важного решения, с 1996 года SCIRS/НСА многократно, но тщетно просил представителей прошлых властей).

Если этот план будет создан не на таком дилетантском уровне, на котором расписан миротворческий план по урегулированию цхинвальского конфликта, то мы сможем сказать, что, несмотря на многочисленные умышленные или неумышленные глупости и пошлости, в Грузии созревает новое поколение политиков, способных повлиять на повышение общего уровня политического менеджмента в стране.

На подготовительном этапе Аласания может выиграть, если сумеет адекватно оценить ресурсы, которыми располагает. И в первую очередь, речь идет о человеческих ресурсах. Будет верным решением создание консультативного совета по урегулированию конфликта. Правильная комбинация внутренних и внешних консультантов, содействовала бы как подготовке серьезного стратегического плана, так и повышению уровня эффективности механизмов оперативного реагирования на события и имплементации самого плана.

Правильный подбор кадров мог бы обеспечить ему повышение уровня его легитимности внутри грузинского общества, который пока не достаточен для проведения им серьезной политики.

На днях состоялась интересная встреча главного грузинского «ястреба» -министра обороны Ираклия Окруашвили с заместителем госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Дэниелом Фридом, представителем по конфликтам на Кавказе и в евразийском пространстве Стивеном Маном, руководителем департамента по урегулированию конфликтов Элизабет Руд, послом США в Грузии Джоном Тефтом.

Американцы понимают, если «Ираклий Первый» имеет высокий внешний авторитет, то «Ираклий Второй» имеет высокий внутренний рейтинг, особенно — в конфликтных зонах. От того, каковы будут взаимоотношения между «голубем» и «ястребом», зависит и судьба миротворческих процессов. Они могли бы неплохо разыграть известную комбинацию «добрый полицейский»-"злой полицейский". Поэтому, выгоднее рассматривать на этом этапе тактический союз или как минимум, безопасность «голубя». А «ястребу» нужен внешний позитивный имидж и инвестиции. И он их получит.

Кстати, незадолго до этого карового решения, ходили слухи, что Ираклий Аласания может быть назначен министром обороны. Но ему эта должность не нужна. Это на данном этапе обуза для его карьеры.

Бюллетень «SCIRS-Понедельник» , Тбилиси

Оценить статью
(0)