Россия готова любить мигрантов!

Россия готова любить мигрантов!

Россия готова любить мигрантов!

Обозреватель молдавской газеты «Время» побеседовала в Москве с заместителем руководителя Федеральной миграционной службы России Вячеславом Поставниным на тему оттока трудовой силы из Молдовы в Россию.

- Вячеслав Александрович, насколько реально изменилась миграционная политика России в связи с последними поправками к законам? И что реально получит бедный мигрант, когда законы вступят в силу?


- В нашей миграционной политике произошли принципиальные изменения — от каких-то «преследующих», «полицейских» мер мы переходим к социально- экономическим и гуманитарным. Наконец мы поняли, что миграция — это фактор, влияющий буквально на все сферы жизни нашего государства. Более того: мы наконец-то догадались, что мигранты — это люди, близкие нам по культуре, языку, имеющие общий с нами исторический опыт. Нам их бояться нечего. История с бунтом эмигрантов во Франции еще потому для России не пример, что такого резкого экономического разрыва между уровнем жизни у нас и в странах СНГ, как между французами и прибывшими из стран «третьего мира», — тоже нет. Короче говоря, перемены во взглядах — знаковое событие, мы перешли Рубикон — повернулись лицом к мигрантам.
Во-первых,
очень скоро в России будет введен уведомительный порядок миграционного учета, и чиновники не смогут отказать приезжим в регистрации. Во-вторых, планируется упростить процедуру оформления права гастарбайтеров на работу — они получат возможность трудиться в любом регионе страны, а не только в том месте, где им было выдано разрешение на работу. Все эти изменения содержатся в законопроекте «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и поправках к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые в первом чтении рассмотрены в Госдуме.


- Что конкретно гласят эти законопроекты?


- Права мигрантов серьезно расширятся. Так, вдвое — с 3 до 6 месяцев — будет увеличен срок временного пребывания иностранцев в России. Это поможет в особенности тем русскоговорящим иммигрантам из стран СНГ, кто намерен остаться в нашей стране и приобрести российское гражданство. После разрешения на временное пребывание им нужно еще получить очередной документ на пути к гражданству — тоже разрешение, но уже на временное проживание. Ведь трех месяцев нашим бывшим соотечественникам явно не хватало для оформления всех документов.


- А если говорить не о тех, кто хочет «закрепиться» в России, а о временно работающих? Кстати, сколько молдавских гастарбайтеров, по вашим оценкам, ежегодно приезжает в Россию? У нас называют цифры очень большие — почти миллион!


- Сразу отвечу на вторую часть вопроса: 460 тысяч молдавских граждан ежегодно прибывают в Россию, а официально зарегистрировано как живущих и работающих — в десятки, сотни раз меньше. И так со всеми мигрантами из СНГ… Подумайте, по нашим оценкам, не менее 10 млн. мигрантов находится в России, а по некоторым сведениям, и все 15 млн., и только 2 млн. из них живут здесь легально! При этом лишь 700 тысяч зарегистрированы как исправные налогоплательщики и реально трудящиеся.

В таком положении дел на протяжении ряда лет были заинтересованы многие работодатели, которые отчаянно не хотят платить налоги. Напомним, что, по действующему законодательству, все тяготы по получению многочисленных разрешительных документов, в том числе и разрешения на работу для приезжего специалиста, возлагаются на работодателя. В результате многие предприниматели используют приезжих рабочих «в темную», практически делают с ними, что хотят, скрывают их, ну и, конечно, налоги не платят.

Новые поправки в законе позволяют мигранту самостоятельно получать разрешение на работу, причем ждать ему придется не более 10 дней, и отказать в получении этого документа чиновники не смогут. По новому законопроекту, сокращается и количество документов, которые нужно собрать работодателю, не понадобится разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Мы относимся к таким нововведениям положительно. Хотя, снимая часть обязанностей с работодателя, нужно очень четко прописать его ответственность за нарушение прав иностранных рабочих.


- Как распределились места в «таблице» — на каком месте сейчас Молдова по количеству мигрантов в России по сравнению с другими странами Содружества?

- Явно не на первом месте! Вот Украина, Казахстан, Азербайджан — лидируют. Потом уже идут Грузия, Молдова… Между прочим, интересно, что поток приезжих из Казахстана, хоть и широк, но совсем иной, чем из других республик. Уровень жизни там не уступает, а по отдельным показателям даже превосходит российский, поэтому из Казахстана едут в Россию бизнесмены, деловые партнеры, чтобы решить вопросы совместных проектов. Вообще я вам скажу, что, когда уровень жизни в странах СНГ станет одинаковым — тоже все будут ездить, но уже как жители того же Казахстана, как партнеры.


- А какой-то мониторинг возможностей, навыков, образования мигрантов, прибывающих из разных стран СНГ, ваши службы ведут?


- Нет, не предусмотрено — да и зачем? — по признаку национальности анализировать «способности и возможности». Другое дело, что мы уже знаем о передовом молдавском опыте. Именно ваши строители осилили «трансмежнациональный бригадный подряд»: через определенного хозяина, бригадира или даже фирму, находящуюся в Кишиневе и имеющую филиал в Москве, или, наоборот, регулярно, поочередно и ритмично выезжают из Молдовы, чтобы осуществить весь цикл стройки конкретного объекта — как говорится, от вбивания свай до монтажа электрооборудования и отделки фасада. И это очень неплохо. В смысле — организованно.


- Почему вы подчеркнули, что в документах будет прописана «свобода выбора работы» в любой точке России?


- Потому что теперь гастарбайтер получит свободу передвижения, запрещенную действующим законодательством. Иностранцы, в том числе молдаване, имеющие разрешение на временное проживание, выдаваемое на три года, смогут работать в любом регионе России. Нередко трудоспособные мигранты, включая квалифицированных специалистов, не могут найти подходящее место работы в том регионе, в котором они оформлены. В поисках работы они нередко вынуждены ехать в крупные города, находиться там на нелегальном положении, невольно уклоняясь от уплаты налогов. В результате от подобных запретов страдает госказна. А вот мигранты, не имеющие разрешения на временное проживание, этой привилегией пользоваться не смогут — им позволено трудиться только в том регионе, где они получили разрешение на работу.


- Есть ли «ограничения» среди стран СНГ на новые российские «льготы», связанные с оформлением на работу и т.д.?


- «Мандат» на временное проживание, согласно проекту, будет выдаваться на льготных условиях иностранцам, прибывающим из тех стран, с которыми у России действует безвизовый режим, а это все государства СНГ, кроме Грузии и Туркмении. Граждане «приоритетных» стран будут получать этот документ без учета установленных правительством квот.


- Сохранятся ли в каких-то регионах России старые волокитные и «запретные», по сути дела, системы учета «иностранцев из СНГ» — например в военных городках, особых зонах и т.д.?


- Новый закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» вводит уведомительный порядок миграционного учета, и чиновники уже не смогут отказать приезжему в регистрации. Разрешительный же порядок регистрации — да, продолжит действовать, но лишь в некоторых населенных пунктах, к примеру в военных городках, зонах экологического бедствия.


- Вы надеетесь, что, как только законы заработают, количество нелегалов сократиться?

- Мы не заинтересованы в сокращении трудовой миграции из СНГ, наоборот! Россия, по оценкам специалистов, может принять до 15 млн. мигрантов. Но все изменения, о которых шла речь, могут уменьшить количество нелегалов в стране. По действовавшему до сих пор законодательству, получение регистрации — непростой и взяткоемкий процесс, породивший целый рынок подпольных фирм по продаже поддельных документов. Уведомительный же режим миграционного учета облегчит жизнь и иммигрантам, и контролирующим органам. Мы подходим к тому, чтобы создать официальную Биржу труда, точнее — свой Центр занятости, чтобы эффективно работать с трудовой миграцией. Пока же все ищут работу через родственников, знакомых, не говоря о том, что при этом дело доходит до криминала, кое-кто приторговывает «живым товаром»…


- Что еще в планах Федеральной миграционной службы России?


- Мы за то, чтобы освободить мигрантов от существующей на сегодняшний день обязанности ежегодно повторно регистрироваться. А при смене места пребывания иностранец сможет известить миграционную службу о переезде всего лишь по почте, как делается во многих странах, в то время как по действующему ныне законодательству, приезжий обязан каждый раз вновь проходить длительную процедуру регистрации.


- Похоже, придется создать свой банк данных для мигрантов?


- А почему бы и нет? Они давно есть в других странах. Учитывать всех иммигрантов, для которых будут введены эти «льготы», будут наши миграционные службы с помощью специального информационно-миграционного банка данных. Для этого, в частности, пункты пропуска на госгранице, согласно проекту закона, будут в течение суток сообщать в миграционные службы точные сведения о любом перемещении иностранцев через границу.


Беседу вела Елена Шатохина,
Москва — Кишинев

Оценить статью
(0)