Предыдущая статья

Мат в три хода?

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Шаг 1. Экономическая блокада как объяснение финансовой несостоятельности

Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин заявил, что гуманитарную помощь левобережному региону стоит рассматривать не как гуманитарный жест, а как символ «соизмерять свои действия с общими интересами стабильности и спокойствия в регионе». Иными словами, не пытаться противоречить статусу кво. Это — если искренне. Но есть и другие, гораздо более выгодные интерпретации на тему «экономическая блокада».
Так, судя по заявлениям приднестровских властей и некоторых чиновников Российской Федерации, Кишинев и Киев уже не просто «постепенно удушают приднестровский регион». По словам посла МИД РФ Валерия Нестерушкина, «расчет простой — лишить Тирасполь источников формирования независимого бюджета, спровоцировать в Приднестровье социальный взрыв для замены нынешнего „несговорчивого“, а потому обвиняемого во всех грехах руководства».
Тот факт, что все делается в рамках международных норм, не сильно интересует посла. Зато из «экономической блокады» делается вот такое весьма выгодное умозаключение: «бюджет администрации Приднестровья из-за введенных мероприятий не получает необходимое налоговое отчисление, и у администрации просто нет финансовой возможности осуществлять те социальные программы, которые 15 лет лежали на плечах Тирасполя, а именно выплаты пенсий, пособий, социальных средств самым незащищенным слоям населения, поддерживать вынужденную безработицу на предприятиях».
То же самое говорит и председатель Верховного Совета Приднестровья Евгений Шевчук. По его данным, «в марте объем промышленного производства составил 50% от прогнозных показателей. Это определяет доходы бюджета и выплаты заработных плат бюджетникам и пенсионерам». Интересно, как это две сотых от одного процента (!), собираемые в качестве оплаты за сертифицирование, смогли аж наполовину уменьшить производство? Кроме того, эксперты уже говорят о финансовом коллапсе региона. Гораздо раньше, чем новые таможенные правила вступили в силу. Так, по мнению аналитика Андрея Сафонова, приватизация на левом берегу Днестра проводится в том числе и для того, чтобы латать бюджетные дыры.

Шаг 2. Нет места переговорам

Еще недавно Москва и Тирасполь в несговорчивости обвиняли Кишинев. Но теперь необходимость в этом отпала. Раз Киев и Кишинев причиняют неисчислимые бедствия обычным людям, то о каких компромиссах может идти речь? Евгений Шевчук заявил, что после экономической блокады «переговоры по урегулированию приднестровского конфликта заведены в тупик». По мнению Нестерушкина, реакция эта вполне прогнозируемая. «Кишинев и Киев сами нарвались» — таков общий пафос мыслей посла России по этому поводу.
Тем временем Кишинев выражает готовность как можно скорее принять участие в переговорах по приднестровскому урегулированию в формате «5+2». Об этом стало известно из заявления Министерства реинтеграции. «Сожалеем в связи с отсутствием ответа и неспособностью некоторых участников вернуться за стол переговоров», — сказано в сообщении.

Шаг 3. Приднестровье требует независимости

Раз Кишинев так непреклонен, раз народ страдает, а переговоры стали бессмысленными, лидерам Тирасполя «остается» только одно. Требовать независимости. На съезде, состоявшемся в минувшую пятницу, депутаты Верховного Совета приняли решение о проведении референдума по этому вопросу. И, конечно же, первой признать эту независимость должна Россия. Депутаты Приднестровья обратились к депутатам Госдумы РФ с просьбой об этом (хотя референдума еще не было). «Просим Государственную думу Российской Федерации как высший представительный орган страны-гаранта, страны-правопреемницы СССР, члена Совета Безопасности ООН инициировать вопрос о признании независимости Приднестровской Молдавской Республики», — говорится в обращении приднестровских депутатов.
Что касается приднестровского референдума, то никакой силы он иметь не будет. В мировой практике сложилась такая логика: если в противоречие вступают принцип самоопределения и принцип суверенитета, то примат остается за последним. Так, внутренний референдум Квебека об отложении от Канады в прошлом году не был признан. Для появления на карте нового государства необходим всеобщий референдум с положительным решением на всей территории страны.
Это пока сохраняется такое правило. Первым отходом от него мог бы стать случай с Косово. Вся эта трехшаговая умозрительная схема строится на допущении, что Косово будет признано независимым государством вопреки воле сербов. Однако сербы уже заявили, что у них нет никакого желания управлять Косово. О независимости пока еще не говорится, но говорится о «самостоятельности». Что это означает, сказать сложно. Но если сербы поставят свою подпись под решением ООН о признании Косово суверенным государством, то, соответственно, никакого «косовского прецедента» не будет. И российский мат в три хода останется на бумаге.

Дмитрий Каврук