Где находится выключатель у русского Чудо-оружия?

Где находится выключатель у русского Чудо-оружия?

Где находится выключатель у русского Чудо-оружия?

Китайцы изобрели порох.

Американцы высадили на луну человека.

Россияне первыми открыли возможность банкротства собственных оборонных заводов. Говорят, что это и есть то самое русское Чудо-оружие, по своей разрушительной силе не имеющее аналогов в мире. Только в процессе его эксплуатации выявилась одна конструктивная недоработка: никто не знает, как теперь выключить эту адскую машину.

25 и 26 апреля в Москве состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Предупреждение банкротства стратегических предприятий  и организаций: практика и проблемы», где и будет предпринята очередная попытка найти ответ на этот вопрос.

Предыстория

Раньше, в Советском Союзе, государство полностью владело средствами производства. Экономика была закрытой. Отсутствие экономических стимулов компенсировалось административными рычагами. Не существовало самого понятия — «банкротство оборонного предприятия». Но ведь и в странах с рыночной экономикой предприятиям, работающим в составе военно-промышленного комплекса, банкротство также не угрожает. Именно государство, используя экономические рычаги, делает подобную деятельность сверхприбыльной. Там принято дифференцировать подходы к игорному бизнесу, сырьевым отраслям и, например, к Национальной обороне.

К выведению «ястребков» на Западе заботливо-трепетное отношение. Таким образом, пальма первенства в изобретении механизма ликвидации своих оборонных предприятий путём банкротства по праву принадлежит России. Бытует мнение, что это и есть наше секретное Чудо-оружие.

Мониторинг

Традиционно наша школа изобретательства отличается от западной. Никаких излишеств. Дёшево и сердито. Пуля — дура, штык — молодец! В качестве программного обеспечения в новой разработке применяется банальная считалочка про десять негритят. О последствиях правоприменительной практики можно судить по скупым, как фронтовые сводки, обрывочным заявлениям официальных лиц.

Заместитель руководителя администрации Президента РФ Виктор Иванов так комментирует эту ситуацию: "Велика доля заказных банкротств, когда арбитражный суд нередко «становится орудием в руках дельцов». При этом дела о банкротстве возбуждаются «в целях разорения и разворовывания», а число предприятий, преодолевших банкротство и восстановивших платёжеспособность, ничтожно мало — примерно 30 из 10 тысяч в 2003 году. В ряде регионов перестали существовать целые отрасли, особенно оборонной промышленности. «Если банкротство пойдёт такими же темпами, через несколько лет наши вооружённые силы останутся без оружия», — подытожил заместитель главы президентской администрации. (Газета «Коммерсант» 12 февраля 2004 г., №25).

 Ему вторит на пресс-конференции в Москве генеральный директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов: «Уже утрачено более 200 технологий. Сырье для изготовления отдельных компонентов ракет не производится в России», — сказал он. 

Ю.Соломонов подчеркнул, что сохраняется опасность утраты и других технологий. Так, по его словам, в РФ осталось около 100 килограммов угольной ткани для производства конструкций ракет. Этого хватит на изготовление половины одного элемента ракеты, а таких элементов в каждой ракете порядка десяти.

Он также отметил, что практически не осталось оборудования для производства сырья, которое используется в изготовлении ракет. Так, единственная установка по производству панволокна осталась на предприятии «Саратоворгсинтез». Причем она была произведена в 60-х годах и более 10 лет не находилась в эксплуатации. «Все остальное распродано», — сказал Ю.Соломонов. По его словам, с органоволокном, которое используется при производстве силовых установок, ситуация та же самая. (Журнал «Defense express», 29.10.2004).

В общий хор включается и вице-премьер — министр обороны РФ Сергей Иванов.  Участвуя в обсуждении вопроса о «тихом» уничтожении оборонных предприятий и организаций путём заказного банкротства, министр обороны РФ в конце февраля этого года в правительстве РФ заявил: «процесс банкротства предприятий и организаций, исполняющих государственный оборонный заказ, приобретает массовый и не всегда управляемый со стороны государства характер». По его словам, «использование банкротства в интересах недобросовестных кредиторов приводит к утрате контроля над стратегически важными отраслями, снижению мобилизационного потенциала экономики, ослаблению контроля за сохранностью сведений, составляющих государственную и коммерческую тайны».

С.Иванов выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на меры, принимаемые правительством, улучшить финансовое состояние и предотвратить банкротство предприятий удается не всегда. («Российская газета», 1 марта 2006 г., Николай Пенкин)

В этих заявлениях помимо обеспокоенности сквозит искреннее удивление. И это понятно.

Если бы информация о реальном положении дел в российском ОПК поступала ответственным лицам своевременно, можно было бы предпринять адекватные контрмеры.

Мы обогнали всех по числу контролирующих организаций на душу населения. Однако качество мониторинга за состоянием оборонных предприятий, за отраслью в целом позволяет оценить ситуацию лишь с запозданием.

А:

-Что, Боря умер?

-Да, ещё вчера.

-То-то я смотрю, он в гробу лежит!

Налоги

Неоднократно отмечалось, что налоговые органы в отношении отечественной оборонки проводят недружественную политику. Это и текущие налоги, и неподъёмный груз просроченной задолженности, и штрафы, и пени, которые без остановки продолжают начисляться.  Нужно понять нам всем: помощь стратегическим предприятиям во избежание банкротства — не цель. Это лишь одна из тактических задач, необходимая для надлежащего выполнения  правительством РФ своей главной цели — обеспечения надёжной защиты суверенитета нашего государства.

Так может уже сейчас, вместо того чтобы увеличивать налоговый пресс на оборонку, ослабить его? Изменить в отношении этой категории «хозяйствующих субъектов»  враждебную налоговую политику на протекционистскую? Списать предприятиям, работающим на оборону государства, задолженность, возникшую по вине этого самого государства? Перестать начислять штрафы и пени?

Ведь не секрет, что в результате обвальных неплатежей именно государство умышленно подвело предприятия оборонного комплекса к долговой яме. 

А:

Мужик едет в такси по горной дороге.

Внезапно машина срывается и летит в пропасть.

- Чёрт возьми! — кричит пассажир водителю.- Выключите хотя бы счётчик.

Загрузка

Залогом от банкротства для любого предприятия является устойчивое финансовое состояние. (Хочется ещё раз акцентировать эту мысль). Устойчивым оно не станет, если производственные мощности большинства предприятий оборонки России будут загружены на 15–20%. По словам  вице-премьера — министра обороны Сергея Иванова, «низкий уровень загруженности „оборонки“ не позволяет ее предприятиям развиваться в условиях рыночной экономики, ведет к участившимся случаям применения практики их банкротств».

При этом 16 марта 2006 года, в малом зале Государственной думы на парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение создания экономических условий обновления российского флота, развития судостроительной промышленности и поддержки судостроения в Российской Федерации» заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности  Андрей Дутов высказал мысль о том, что не стоит совмещать военное и гражданское судостроение на одном предприятии: «не будет синергетического эффекта».

В 1990 году у нас на заводе «Авангард» строилось одновременно 5 траулеров рефрижераторов пр. 12961 и 3 военных корабля. Кроме этого ежегодно сдавались заказчикам десятки речных судов. Вот в таких условиях и люди шли на завод, и качество продукции было на высоком уровне, и производство развивалось. Хотя никто тогда синергетическим эффектом это не называл.

Нужно в комплексе посмотреть на проблему загрузки оборонных предприятий. Нужен системный подход. Нужно уже сегодня предоставить приоритетную возможность предприятиям оборонной отрасли участвовать в реализации и профильных гражданских заказов и заказов для национальных проектов.

Ни сегодня, так завтра мы вляпаемся в ВТО. Зачистка, которая ожидает машиностроительные предприятия, может оказаться контрольной. Нужно найти мужество спасать не всех. Нужно, как в 41-м, эвакуировать хотя бы самую необходимую для страны промышленность в безопасное место.

ОПК, статус стратегического предприятия России — вот тот «заповедник», где можно будет шаг за шагом восстанавливать производство. Вот откуда начнётся возрождение российской тяжёлой промышленности.

Платежи

В этой сфере не нужны никакие открытия. Здесь требуется навести элементарный порядок. Нельзя допустить, чтобы гособоронзаказ превратился в гособороноткат!        Тема настолько деликатная, что не сразу подберёшь слова. Поэтому получается как у того грузина, который тонет и при этом взывает о помощи: «Э, друг, слющай, паслэдний раз купаюсь, обидно, да!»

Законотворчество

В процессе выработки новых законов, при внесении поправок в действующие нормативные акты должна просматриваться логика. Приведу только один пример, где она отсутствует.

Успех в решении задач, поставленных Верховным главнокомандующим России по укреплению обороны, во многом зависит от позиции региональных и местных властей.

Федеральный закон «Об обороне» N 61-ФЗ (в редакции до 22.08.2004 N 122-ФЗ) в разделе III. «Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны» в статье 7 пункта 11 обязывал органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивать выполнение государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий.

Исполнение оборонного заказа, может, и не являлось для местных чиновников задачей №1, но у них зато можно было на полном основании поинтересоваться: знают ли они хотя бы, что такое ГОЗ. И потребовать ответа.

«Либеральные» поправки были внесены 22.08.2004 г. Действующий закон подобной задачи уже ни на региональные, ни на местные власти не возлагает. (Если у кого есть знакомые в секретариате Министерства обороны РФ, подскажите, что у них на сайте ещё до сих пор висит старый текст.)

Ответственность за судьбу оборонных предприятий должна лежать не только на столичных чиновниках. Тогда, например, из 15 оборонных предприятий Карелии чёрный список окончательно остановится на 14. Нужно быть последовательным. И в законотворчестве, в том числе.

      

***

Принятие всего комплекса мер не только сохранит стратегические предприятия России, но и спасёт нас от разрухи. Хотя, ещё Булгаков в своём знаменитом «Собачьем сердце» устами профессора Преображенского проповедовал:

- Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? — яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. — Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — я смеюсь. (Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой.

Выключатель русского Чудо-оружия видно тоже следует искать в головах.

Страны, которые до девяностых годов традиционно считались либеральнее России, даже не догадывались, что прагматизм товарно-денежных отношений может безраздельно хозяйничать в столь деликатной сфере как ОПК. Ни в США, ни в Англии, ни во Франции, ни в Германии налоговый инспектор не имеет права  поставить крест на судьбе национальной обороны. Сказку о том, что рынок всё отрегулирует сам, они читали только нашим руководителям.

В итоге череда заблуждений в сфере макроэкономики на начальном этапе реформ привела к тому, что твёрдая поступь российской оборонки стала больше смахивать на церебральную походку.

Прошли долгие годы пока все поняли:

- Устойчивое финансовое положение предприятий российской оборонки — задача государственной важности.

- России нужен крепкий тыл. Только он исключает появление фронта.

Благо в руководство нашей многострадальной страны наконец-то каким-то чудом внедрились люди с высокой гражданской позицией, для которых эта мысль бесспорна.      А значит и Россия не только есть, но и будет!

Александр Костюнин, председатель Совета директоров Стратегического предприятия России — ОАО «Судостроительный завод «Авангард»

Оценить статью
(0)