В Сахалинской области активно реализуются проекты добычи и вывоза за пределы России углеводородного сырья «Сахалин — 1» и «Сахалин — 2».
Население Сахалинской области еще до подписания соответствующих соглашений однозначно высказывалось за то, чтобы считать одним из обязательных условий соглашения по проекту «Сахалин — 2» безусловную поставку газа для нужд юга Сахалинской области в 1997 году и рассмотрение окончательного варианта соглашения перед его подписанием на заседании областного представительного органа (пункт 3 Решения Совета народных депутатов Сахалинской области от 31 октября 1992 года «О ходе подготовки ТЭО проекта разработки Лунского и Пильтун — Астохского нефтегазовых месторождений», пункты 6 и 8 Решения II сессии 21 созыва Совета народных депутатов Сахалинской области от 15 июня 1993 года "О ходе переговоров по выработке соглашения о разделе продукции проекта освоения Пильтун — Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на шельфе о. Сахалин).
Однако после роспуска Советов народных депутатов в 1993 году контроль за выполнением важнейшего социального условия был утрачен.
Сахалинская область неоднократно шла на серьезные уступки операторам проектов. При заключении в 1994 году соглашения «Сахалин -2» был необоснованно занижен размер роялти (6% против 8% по проекту «Сахалин — 1», заключенному в 1995 году). В 1997 году Сахалинской областной Думой были приняты законы о режиме льготного налогообложения по проектам «Сахалин -1» и «Сахалин — 2». Впоследствии аналогичные нормы были приняты и федеральным законодателем
Выполнение работ по газификации области было заложено в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 — 2005 годы», где были запланированы капитальные вложения на строительство газовых сетей, газораспределительных станций и пунктов, других объектов газификации в размере 278 млрд. рублей (в масштабе цен до деноминации 1998 года). Потребность области оценивалась в 6 млрд. м 3 газа в год. Однако Российская Федерация этих обязательств не выполнила и финансирование газификации Сахалинской области не производилось.
Сама область производить газификацию не имела возможности, т.к. ежегодных бонусов хватало лишь на обеспечение неотложных нужд, а Российская Федерация расторгла соглашение о разделе роялти между федеральным и региональным уровнями бюджетов, и соответственно изменила налоговое, бюджетное законодательство и законодательство о СРП (ст.ст. 50, 56 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 346.35 Налогового кодекса РФ, ст. 10 федерального закона «О соглашениях о разделе продукции).
Вместе с тем федеральным законом о федеральном бюджете на 2006 год определено, что стоимостной эквивалент от реализации доли прибыльной продукции государства по СРП „Сахалин — 1“ подлежит распределению по нормативам: в федеральный бюджет — 50 %, в бюджет субъекта Российской Федерации — 50% (ст. 17). Это позволяет либо заказать детальное проектирование объектов газификации, либо получить кредиты под этот заказ.
Компания „Сахалинская энергия“ — оператор проекта „Сахалин — 2“ не проявляет должной социальной ответственности, не решает вместе с российской стороной вопрос о строительстве узлов отбора газа параллельно строительству газопровода на юг Сахалина. Это вызывает обоснованное недовольство населения не понимающего почему интересы группы иностранных компаний „Шелл“, „Мицуи“, „Мицубиси“, должны преобладать над интересами населения проживающего в нефтедобывающей области.
Более того, автомобильная дорога общего пользования Ноглики —
Думаю, что невозможно откладывать до 2013 — 2014 года (как это планируется) газификацию юга Сахалина. Разве можно считать достаточной подачу газа только на Сахалинскую ГРЭС
Какие выводы можно сделать из сложившейся ситуации и что предложить:
1. Признать крайне недостаточной социальную эффективность нынешнего этапа реализации проектов „Сахалин -1“ и „Сахалин — 2“.
2. Обратиться к Президенту Российской Федерации В. В. Путину с просьбой о взятии на личный контроль газификации районов Сахалинской области, прилегающих к трассам магистральных газопроводов по проектам „Сахалин -1“ и Сахалин — 2».
3. Предложить председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М. Е. и губернатору Сахалинской области И. П. Малахову поручить представителям российской стороны:
3.1 — в Наблюдательном совете проекта «Сахалин — 2» и Уполномоченном государственном органе проекта «Сахалин — 1» дать согласие на увеличение сметы проектов пропорционально затратам на обустройство твердого покрытия (на тех участках, где оно отсутствует) автомобильных дорог общего пользования
3.2 — в Наблюдательном Совете по проекту «Сахалин — 2» занять твердую позицию о сдаче одновременно с газопроводом до пос. Пригородное не менее 4 узлов отбора газа (г. Поронайск, МО «Вахрушев»,
4. Считать невозможным прием в эксплуатацию магистрального газопровода — Ноглики — Пригородное без обустройства твердого покрытия на прилегающих автомобильных дорогах общего пользования и без обустройства необходимого числа узлов отбора газа.
5. Предложить Правительству Российской Федерации и администрации Сахалинской области:
5.1 — проработать вопрос о получении кредитных ресурсов на
5.2 — провести переговоры с оператором проекта «Сахалин — 2» по вопросу о досрочном выделении российской доли газа до достижения окупаемости проекта.
5.3 Произвести газификацию южной части о. Сахалин в 2008–2009 годах;
5.4 Решить вопрос о продаже газа потребителям Сахалинской области по ценам внутреннего рынка Российской Федерации в интересах жителей области.
Если мы не хотим остаться раздраженными и негодующими наблюдателями процесса в котором газ со свистом будет пролетать мимо нас по большой трубе, а нам останутся разбитые дороги, родная грязь, дорогое энергоснабжение, газ по телевизору и печальный вид на уходящие на юг
С. А. Пономарев, депутат Сахалинской областной Думы