Жизнь в королевстве кривых зеркал

Жизнь в королевстве кривых зеркал

Жизнь в королевстве кривых зеркал

Независимые наблюдатели в Иркутске отмечают «странное» поведение местных СМИ после того, как их руководители местной прессы ощутили нежелание губернатора области Александра Тишанина открыто выступать в поддержку сопротивления планам государственного концерна Транснефть по прокладке топливной коммуникации около озера Байкал. Если первый митинг 18 марта поддержали практически все иркутские СМИ, то информацию о митинге 9 апреля полностью и без купюр опубликовали только агентство Телеинформ и телекомпании Город, НТС и АС Байкал ТВ. Полноценную поддержку инициативам общественной организации «Байкальское движение» ощущается разве что от газеты «Восточно-Сибирская правда». Другие телекомпании и газеты ведут себя по принципу лояльности местной власти. К примеру, телекомпания «АИСТ», хотя и показала митинг, но занизила число присутствовавших на митинге почти в пять раз, показав лишь отдельные группы людей, а не сам митинг. Программа государственного федерального вещания «Вести» вообще проигнорировала акцию протеста, зато отснятые сюжеты с митингом была показаны на центральных телеканалах как митинг в поддержку регионального референдума. Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.


«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»

Конституция Российской Федерации. Статья 29

I. «Единое информационное пространство»

1. 17 апреля состоялось заседание попечительского совета Фонда развития общественного телевидения в России. На нем шла речь о перспективах общественного вещания, которое может разнообразить информационное пространство страны.

Это заседание привлекло внимание журналистов еще и потому, что в его работе принял участие министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф.

По его словам, «укрепление государственной вертикали вызвало укрепление положения чиновников, и не всегда правоохранительная система справляется с уровнем коррупции». «Единственное, чего боятся коррупционеры — это гласности», — пояснил глава Минэкономразвития, отметив, что «там, где процессы закрытые, возникают очаги коррупции». СМИ, по мнению министра, должны быть допущены «во все уголки и сокровенные процессы деятельности государственных служащих». Он напомнил о прошлогоднем послании президента Федеральному Собранию, в котором было заявлено о необходимости создания общественного контроля за соблюдением свободы слова в СМИ, и соответствующий пункт был включен в программу социально-экономического развития РФ.

2. На Всероссийской конференции «СМИ и общество» (она работала в апреле) внимание участников привлекло выступление заместителя губернатора Тверской области Михаила Куржиямского. Оно было посвящено социальным коммуникациям в современной России. Высокопоставленный региональный чиновник считает, что современное российское общество до сих пор не обзавелось механизмами противодействия экстремизму в медийном пространстве.

Михаил Куржиямский уверен, что неэффективность социальной коммуникации современных СМИ — прямое следствие той свободы слова при отсутствии действенных механизмов как общественного, так и государственного, законодательно оформленного контроля, которая царила в масс-медиа с начала 1990-х годов.

Руководитель региона предлагает решение. По его мнению, современное российское государство и та партия, которая сегодня де-факто является партией власти, должны сознательно и последовательно стремиться к качественному изменению, повышению эффективности социальной коммуникации посредством СМИ. Для этого необходимо решать проблемы взаимной интеграции власти и специалистов современной пропаганды — журналистов и специалистов по связям с общественностью.

Но, прежде всего, считает чиновник, необходимо выстроить понятную, убедительную — и значит честную и правдивую — партийную идеологию.

3. Независимые наблюдатели в Иркутске отмечают «странное» поведение местных СМИ после того, как их руководители местной прессы ощутили нежелание губернатора области Александра Тишанина открыто выступать в поддержку сопротивления планам государственного концерна Транснефть по прокладке топливной коммуникации около озера Байкал.

Если первый митинг 18 марта поддержали практически все иркутские СМИ, то информацию о митинге 9 апреля полностью и без купюр опубликовали только агентство Телеинформ и телекомпании Город, НТС и АС Байкал ТВ. Полноценную поддержку инициативам общественной организации «Байкальское движение» ощущается разве что от газеты «Восточно-Сибирская правда».

Другие телекомпании и газеты ведут себя по принципу лояльности местной власти. К примеру, телекомпания «АИСТ», хотя и показала митинг, но занизила число присутствовавших на митинге почти в пять раз, показав лишь отдельные группы людей, а не сам митинг. Программа государственного федерального вещания «Вести» вообще проигнорировала акцию протеста, зато отснятые сюжеты с митингом была показаны на центральных телеканалах как митинг в поддержку регионального референдума.

II. Цитаты недели

Создание общественного телевидения послужит борьбе с коррупцией. Такое мнение высказал министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф на заседании попечительского совета Фонда развития общественного телевидения.

По его словам, «укрепление государственной вертикали вызвало укрепление положения чиновников, и не всегда правоохранительная система справляется с уровнем коррупции». «Единственное, чего боятся коррупционеры — это гласности», — пояснил глава Минэкономразвития, отметив, что «там, где процессы закрытые, возникают очаги коррупции». СМИ, по мнению министра, должны быть допущены «во все уголки и сокровенные процессы деятельности государственных служащих».

III. Конфликт недели

«Несправедливым и абсурдным» назвал обвинительный приговор главному редактору вологодской газеты «Наш регион» Анне Смирновой учредитель газеты Михаил Смирнов. Комментируя дело в интервью агентству «Росбалт», он сказал, что приговор к штрафу в 100 тыс. рублей «дискредитирует Россию в глазах мирового сообщества».

«Это глумление над конституционными основами, — отметил Михаил Смирнов. — И это свидетельствует, что в России проблемы со свободой слова. Мы с приговором не согласны и будем подавать апелляцию…».

Напомним, главного редактора вологодской газеты «Наш регион» Анну Смирнову осудили за публикацию 15 февраля 2006 года коллажа из карикатур, которые суд счел разжиганием вражды и унижением достоинства группы лиц по религиозному признаку.

"Наша публикация носила разъяснительный характер, — считает Михаил Смирнов. — Она должна была противодействовать скандалу, разъясняя людям, что истинной причиной международного «карикатурного» скандала была деятельность международных экстремистских сил, которые объединяют в себе и чеченских террористов, и тех, кто устраивал взрывы в Мадриде и Лондоне".

Михаил Смирнов также заметил, что свидетелями со стороны обвинения выступали трое членов вологодской мусульманской общины, которые сами признались, что газету как таковую они не читали: номер газеты им дали в прокуратуре, и они сказали, что это их оскорбляет. По словам владельца газеты, мусульманская община Вологды, насчитывающая от 20 до 30 человек, занимается мелким бизнесом и очень зависима от местных властей.

Экспертных заключений же, как напомнил Михаил Смирнов, со стороны защиты было три: от петербургской Кунсткамеры, от Московской государственной юридической академии и от Ростовского совета по информационным спорам. Однако суд сразу же предпочел им единственную экспертизу со стороны обвинения — от московского Института этнографии и антропологии.

Напомним также, что газета «Наш регион» была закрыта самими учредителями сразу же, как только в феврале нынешнего года вспыхнул скандал с публикацией карикатур. По признанию Михаила Смирнова, таким образом, учредители хотели утихомирить страсти. Однако власть продолжила их преследовать, отметил он.

IV. Законодательные инициативы

1. В Государственную думу внесено два законопроекта, обязывающих негосударственные средства массовой информации публиковать предвыборную информацию от всех кандидатов и партий. Авторы предложения — «единороссы» Геннадий Гудков и Александр Хинштейн и представители фракции «Народная воля — СЕПР» — Николай Безбородов и Сергей Бабурин.

Согласно их предложениям, негосударственные телерадиокомпании и печатные издания, заявившие о своем участии в избирательной кампании, не смогут отказать ни одной из участвующих в выборах партий и ни одному кандидату. СМИ будут обязаны разместить их агитационные материалы в эфире или на своих печатных площадях. Они будут вынуждены показывать и печатать программные заявления и выступления любых зарегистрированных кандидатов вне зависимости от их партийной принадлежности и идеологических взглядов. Таким образом, независимые средства массовой информации фактически будут приравнены к государственным с одним лишь отличием. Государственные предоставляют свои эфир и площадь бесплатно, а негосударственные будут брать за это деньги.

Авторы законопроекта считают, что их поправки устранят возможность манипулирования со стороны руководителей негосударственных СМИ, а также предотвратят использование должностными лицами своего служебного положения. Кроме того, таким образом будет обеспечен равный доступа к прессе всем субъектам предвыборной агитации.

Сейчас в действующем законодательстве прописано, что «негосударственные СМИ вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время и печатную площадь». Но в то же время предусматривается возможность и отказа в предоставлении своих площадей и эфира. Получается, что того права СМИ хотят лишить.

2. Верховный суд внес в Государственную думу проект федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности в Российской Федерации».

В пояснительной записке к проекту его авторы указали на то, что достижение высокого уровня гласности и прозрачности правосудия является важнейшим условием успешного развития судебной реформы.

Согласно тексту проекта, свобода доступа граждан в помещения суда и в зал судебного заседания может быть ограничена в целях обеспечения безопасности граждан в здании суда. Распоряжение председательствующего судьи обязательны для присутствующих в зале суда. Неподчинение его распоряжениям влечет удаление из зала суда и привлечение к установленной законом ответственности.

Статья 25 проекта определяет, что суды и органы судейского сообщества предоставляют сведения о деятельности судебной системы по запросам редакций СМИ в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о СМИ.

В предоставлении информации может быть отказано, если запрос сведений, содержащих охраняемую федеральным законом тайну; с целью необходимости обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц и (или) предотвращения разглашения конфиденциальной информации; при несоответствии запроса содержанию и правилам предоставления сведений о судебной деятельности, установленных настоящим Федеральным законом.

Кроме того, официальный представитель суда вправе отказать СМИ в предоставлении запрашиваемых сведений по мотивам систематического искаженного, недостоверного освещения судебной деятельности данным СМИ.

3. Губернатор Омской области Леонид Полежаев утвердил Положение о предоставлении госслужащими сведений об их доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Этот документ вводится в действие в соответствии с Федеральных законом о государственной службе и с Указом президента России о персональных данных государственных служащих.

В соответствии с этими нормами, СМИ могут получать информацию о декларированном годовом доходе чиновников, о принадлежащей им или находящейся в пользовании недвижимости, о транспортных средствах и ценных бумагах.

В омское положение эта норма тоже вошла, но с увеличением срока для ответа на запрос СМИ до двадцати дней. Это является очевидным нарушением закона о СМИ, по которому на запрос прессы госорганы обязаны отвечать в течение трех дней.

Следующий абзац делает эту норму и вовсе декларативной, а его текст является образчиком юридической казуистики, в сочетании с правовой и лингвистической безграмотностью: «Обращение, не содержащее обязательства средства массовой информации об опубликовании запрашиваемых сведений в полном объеме в недельный срок со дня их получения, не рассматривается и подлежит возврату». Получается, что губернаторские юристы трансформируют право СМИ на получение информации в обязанность публиковать пространные тексты официальных документов.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)