В Мурманской области по требованию ФСО задержали съемочную группу региональной телекомпании
Съемочная группа
Журналистов доставили в РОВД, где им заявили, что по требованию сотрудников Федеральной службы охраны весь отснятый материал должен быть стерт. В дежурной части съемочную группу продержали около двух часов. Затем представитель Кольского РОВД прибыл в редакцию телекомпании, где был устроен просмотр сделанных журналистами записей. Милиционер вновь потребовал уничтожения отснятого материала, заявив, что на пленку попал сотрудник ФСО.
По сути дела, конфликт не стоит выеденного яйца — если
В редакции телекомпании считают эти действия милиции и охранников произволом. По мнению председателя Союза журналистов Карелии Анатолия Цыганкова, данный эпизод должен быть расследован, сотрудники правоохранительных органов, преступившие закон, наказаны, а всем средствам массовой информации нужно апеллировать к обществу — в противном случае полицейская практика нарушения закона о СМИ будет только расширяться.
Юристы ФЗГ также считают действия правоохранителей незаконными — Федеральный закон «О государственной охране» не содержит указаний на необходимость сохранения в тайне личности всех без исключения сотрудников ФСО. Это следует, в частности, из положений статьи 19 Закона «О государственной охране». Согласно п. 2 указанной статьи, «военнослужащие федеральных органов государственной охраны проходят военную службу в соответствии с федеральным
законодательством о прохождении военной службы с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, обусловленных спецификой задач, стоящих перед федеральными органами государственной охраны, и обязанностей, возложенных на них».
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» также не требует засекречивания всех лиц, находящихся на военной службе. Полный текст юридического комментария см. http://www.gdf.ru/content/2006/04/18042006.shtml
В тот же день, 18 апреля, Фонд защиты гласности обратился к полпреду И. Клебанову с письмом, в котором говорится: «Мы полагаем, что усердие людей из Федеральной службы охраны должно находится в рамках российских законов, не препятствуя журналистам, которые, в свою очередь, обеспечивают конституционное право граждан на информацию. В том числе, на информацию о визите в регион полномочного представителя гаранта этих прав — Президента РФ. Мы также надеемся, что Вы дадите надлежащую оценку действиям должностных лиц ФСО и милиции, причастных к инциденту».
На следующий день И. Клебанов позвонил президенту ФЗГ. А. Симонову и сообщил, что, как только узнал о конфликте, сразу же принес свои извинения представителям
Что ж, у нас это в порядке вещей — когда хвост крутит собакой, а сотрудники спецслужб вынуждают охраняемого ими чиновника извиняться за них. Не исключено, что в следующий раз за действия охраны придется приносить извинения и самому Президенту РФ.
Мы посчитали необходимым обратиться к директору Федеральной службы охраны РФ Евгению Мурову с просьбой оценить поступок охранников и предпринять меры для того, чтобы действия его сотрудников «не ставили в неудобное положение охраняемых ФСО лиц».
Независимый журналист Владимир Шалыгин снова за решеткой
Особенности национального правосудия
В городе Михайловка (Волгоградская область) 12 апреля мировой судья участка № 35 Попов рассмотрел уголовное дело по обвинению редактора независимой газеты «Ваша альтернатива» Владимира Шалыгина в клевете, признал его виновным и приговорил к трем месяцам лишения свободы.
Еще в декабре 2002 года Шалыгин напечатал в своей газете статью
Оговорка не помогла. Завертелось уголовное дело. Однако двое мировых судей, в производстве которых оно находилось, на протяжении почти трех лет так и не решились вынести обвинительный приговор. Этому препятствовали и выводы трех лингвистических экспертиз, в которых ясно и недвусмысленно было показано, что Шалыгин как автор статьи не утверждал, что директор совершал неблаговидные поступки, а лишь констатировал наличие слухов об этом. Нашлись и свидетели, которые подтвердили: да, разговоры такие в городе ходили. Казалось бы, все ясно.
Но государственный обвинитель требовал все новых экспертиз. И добился: была проведена еще одна, четвертая, из которой следовало, что автор, хотя лишь транслировал слухи, все же имел намерение, чтобы читатели в них поверили. А значит, есть состав преступления. Правда, при этом эксперт не указал, в чем же состоят ошибки предыдущих экспертиз. По всему следовало проводить еще одну экспертизу на предмет разрешения противоречий в предыдущих.
Провинциальные «правоохранители», вероятно, так бы и находились на распутье, но произошли новые события, которые и подвигли их на новые «подвиги» в борьбе с журналистом.
В начале февраля Шалыгин опубликовал в «Вашей альтернативе» новую статью, в которой сообщал подробности строительства районным прокурором Токаревым шикарного особняка, а также приобретения им недешевой иномарки. И тут же было заведено новое уголовное дело, опять о клевете. Но не по статье, а по письму — якобы Шалыгин написал собственноручно анонимку в областное УВД, где клеветал на начальника местного РОВД Забазнова. С подачи районной прокуратуры Шалыгин по решению суда был арестован.
Но после небольшой информации в волгоградской газете «Интер», где прозрачно намекалось на связь между публикацией о прокуроре и арестом, Шалыгин был
Расследовать дело об «анонимной» клевете, вероятно, ввиду его «особой важности», взялась Волгоградская областная прокуратура, что само по себе беспрецедентно. Единственным доказательством вины Шалыгина стало заключение почерковедческой экспертизы, из которого следовало, что письмо МОГЛО быть выполнено Шалыгиным. Кроме клеветы, журналисту вменили и «заведомо ложный донос». И еще любопытная деталь — злосчастное письмо поступило в областное УВД еще год назад. Чего же ждали целый год?
Хотя тучи над головой Шалыгина сгустились (шутка ли, целых два уголовных дела!), он в начале апреля опубликовал новые разоблачения, в том числе и подробности прокурорской стройки. Кроме того, «Ваша альтернатива» поместила результаты опроса горожан: местного прокурора и начальника милиции надо гнать в шею.
И тут же Шалыгин был арестован вновь. Через неделю мировой судья Попов быстренько рассмотрел дело о клевете в отношении директора филиала Волгоградского университета и, невзирая на противоречивые выводы экспертиз, признал журналиста виновным. Но, в пылу вершения справедливости, «забыл» известить о процессе защитника обвиняемого, который вел это дело на протяжении всех трех лет! А это уже нарушение права на защиту, то есть прямое и явное нарушение законности.
Складывается впечатление, что в Михайловке после очередной критической публикации Шалыгина решили «закрыть проблему», что и было сделано. «Проблема» закрыта, то есть сидит.
Евгений Калинин, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.
Москва. Депутаты продолжают попытки «усовершенствовать» Закон «О СМИ»
Государственная Дума РФ 19 апреля приняла в первом чтении поправки в ряд законов, которые направлены на совершенствование законодательства по противодействию терроризму.
Разумеется, депутаты не обошли вниманием и Закон «О СМИ». В поправках, в частности, определен порядок работы средств массовой информации в условиях проведения контртеррористической операции. И если запрет «распространять сведения, раскрывающие специальные средства, технические приемы и тактику проведения операции» не вызывает вопросов, то предлагаемый контроль работы журналистов сотрудниками оперативного штаба во время контртеррористической операции настораживает.
По мнению заместителя председателя комитета ГД по информационной политике Бориса Резника, эти поправки вполне безобидны. Он сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что журналисты просто должны будут выполнять указания руководителя антитеррористического штаба, «что можно показывать, а что нельзя».
Впрочем, так считают не все. Мнение независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова отличается от мнения большинства его коллег — он полагает, что упомянутые поправки в закон о СМИ достаточно опасны, и принятие законопроекта может повлечь негативные последствия. В. Рыжков предлагает провести «всеобъемлющую правовую экспертизу», для чего направить проект в аппарат уполномоченного по правам человека в РФ, в Совет при Президенте РФ под руководством Э. Памфиловой и, возможно, направить запрос о проверке законности предлагаемых поправок в Конституционный суд.
Московская область. Секретный пожар.
В Красногорском районе милиционеры препятствовали работе журналистов, прибывших на стройку в районе Павшинской поймы, где в ночь на 20 апреля в бытовках рабочих произошел пожар, результатом которого стала гибель людей.
К работавшим на месте пожара журналистам съемочных групп телеканалов «Россия» и НТВ подошли три милиционера и потребовали отдать им видеоаппаратуру. Журналисты отказались выполнять это противоправное требование сотрудников милиции, но те применили силу и камеры отобрали. Объяснять свои действия правоохранители сочли излишним.
Кроме тележурналистов, от милиции пострадал фотокорреспондент газеты «Коммерсант» Сергей Михеев. Его задержали при попытке сфотографировать место пожара. По словам С. Михеева, сотрудники милиции отобрали у него фотоаппарат и доставили в отделение, мотивируя свои действия «неповиновением» правоохранительным органам.
Возникает вопрос: а какие секреты так тщательно охраняли милиционеры?
Прокуратура Московской области пообещала разобраться с задержанием журналиста и изъятием аппаратуры в Павшинской пойме. По словам помощника прокурора Московской области по связям со СМИ Елены Россохиной, прокуратура не располагает данными о том, что милиция действовала по поручению руководителей следственной группы, расследующей уголовное дело по факту пожара.
Вологда. Фотокорреспондент отстояла свою камеру в борьбе с сотрудником ОБЭПа.
Фотокорреспондент газеты «Премьер» Ирина Щербакова пострадала от действий сотрудника отдела борьбы с экономическими преступлениями УВД Вологодской области Алексея Климова. Инцидент произошел в коридорах здания мирового суда 18 апреля. А. Климов выхватил из рук И. Щербаковой фотоаппарат и обвинил ее в попытке сфотографировать его. Вернуть технику он отказался, несмотря на вмешательство судебного пристава Александра Клейменова.
Попытки Щербаковой объяснить, что она не фотографировала Климова, встретили его непонимание. С криком: «Вы не имеете права меня фотографировать, я оперативный работник!» он отказался просматривать карту памяти цифровой камеры и ушел с ней в зал заседания. По завершении заседания Климов вновь отказался отдать фотоаппарат и предложил журналисту проехать в отделение милиции. И. Щербакова согласилась, но заявила, что напишет заявление о попытке грабежа. После этого сотрудник ОБЭП решил
Тем не менее, И. Щербакова написала заявление о случившемся на имя начальника областного УВД Павла Горчакова.
Марина Чернова, собственный корреспондент ФЗГ в
Архангельская область. Мэр не смог засудить газету.
В Мирном городской суд рассмотрел иск о защите чести и достоинства мэра В. Солодова к депутату Е. Засухину, учредителю газеты «Губернский лабиринт» А. Аксюте и ООО «Лабиринт». Истец требовал взыскать по 20 тысяч рублей с каждого ответчика за публикацию статьи «Маленьких преступлений не бывает» в газете «Губернский лабиринт» 8 сентября 2005 года. Кроме того, он надеялся на публикацию опровержения в «Губернском лабиринте».
Мэр считает, что в статье распространены сведения, не соответствующие действительности, которые порочат его честь, достоинство и деловую репутацию. Камнем преткновения явилась фраза из статьи Е. Засухина: «Несложно подсчитать, что нецелевое (незаконное) расходование бюджетных средств в 2004 году составило 1648500 рублей». Речь при этом шла об использовании средств резервного фонда мэра.
Е. Засухин в суде документально доказал, что все заключения, выводы и сведения об использовании резервного фонда мэра взяты им из результатов проверок и заключений прокуратуры ЗАТО Мирный и официальной информации администрации города. Поэтому суд не счел доводы заявителя убедительными, и в иске отказал.
Тамара Овчинникова, собственный корреспондент ФЗГ по
Орел. Областная типография отказывается печатать «Орловскую искру».
Редакция газеты «Орловская искра», органа Орловского обкома КПРФ, уже второй месяц вынуждена печатать тираж в Брянске. Еще в разгар предвыборной кампании на муниципальных выборах, которые прошли в Орловской области 12 марта, орловская типография «Труд» расторгла договор с газетой. Уведомление о расторжении договора «ввиду загруженности типографии» редакция «Орловской искры» получила 27 февраля.
Негласный запрет продолжает действовать — крупнейшая областная типография договор не перезаключает и заказ на печать «Орловской искры» не принимает по причине все той же загруженности. Между тем, как сообщила редактор газеты Светлана Полянская, из совершенно достоверных источников редакции известно, что типография выполняет заказы даже из других, соседних областей.
Редакция обращалась с требованием «вернуть „Орловскую искру“ в Орел» к председателю Орловского областного совета Николаю Володину и губернатору Егору Строеву, в защиту газеты был проведен пикет, однако негласный запрет
Светлана Матвеева, специально для ФЗГ.
Нижний Новгород. Духовное управление мусульман хочет привлечь Владимира Кириенко за аморалку.
Духовное управление мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМНО) обвиняет местную телекомпанию «Волга» и возглавившего ее Владимира Кириенко в проведении аморальной редакционной политики. Об этом сообщается на сайте ДУМНО.
"Религиозные и общественные организации Нижегородской области готовятся направить письмо в Общественную палату РФ и областное Законодательное собрание с просьбой отреагировать на редакционную политику нижегородской телекомпании «Волга». С приходом к власти на этом телеканале Владимира Сергеевича Кириенко здесь в открытую начала претворятся в жизнь программа планомерного растления молодого поколения. В рейтинговое время,
В связи с этим авторы документа обратились к общественности, Управлению Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу и к другим контролирующим органам с призывом "рассмотреть вопрос о моральном облике телепрограмм канала «Волга».
Телекомпания «Волга» — первая нижегородская независимая коммерческая телекомпания с собственным каналом вещания, в эфире с 1992 года. Центр вещания — Нижний Новгород. Время вещания — ежедневно, по будням 6.00 утра до 1.00 ночи, по выходным с 8.00 утра до 1.00 ночи. Радиус вещания — более 100 км (город Нижний Новгород и Нижегородская область). Программная сетка основана на информационном вещании.
ИА «Регнум», 21 апреля.
Возобновил работу независимый Омский
Омский
Возобновление работы ОПЦ стало возможным благодаря соглашению между Омским Медиасообществом, информационным агентством
Необходимость независимой коммуникационной площадки очевидна: СМИ нуждаются в интересных информационных поводах, в то время как многие значимые события, ежедневно происходящие в регионе, остаются без внимания
Многочисленные официальные
ИА