Вначале было вино. Затем — минеральная вода. Карательные меры, которые предпринимает Россия для того, чтобы заблокировать импорт грузинской продукции, приводит грузинских политических деятелей к мысли о выходе из Содружества Независимых Государств.
Несколько дней назад Россия ввела запрет на импорт двух хорошо известных грузинских брендов минеральной воды — Боржоми и Набеглави. Как и в случае запрета в апреле на импорт грузинского вина, российские власти, оправдывая свои действия, говорят о соображениях безопасности. Грузинские власти отвергают такие объяснения, настаивая на том, что санкции имеют политическую подоплеку и вводятся для того, чтобы наказать администрацию президента Михаила Саакашвили за ее прозападную ориентацию.
Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, призвал ввести запрет на импорт «Боржоми» после проведения в апреле анализов почти 20 тысяч литров воды, которые якобы показали, что ее большая часть небезопасна для потребления. Беспокойство за санитарное состояние воды переплетается с проблемой фальсификации: в последние годы значительное количество минеральной воды, продававшейся в России под брендом «Боржоми», было поддельным. По данным компании Georgia Glass and Mineral Water Co., занимающейся розливом боржомской воды, процент фальсификаций был снижен с уровня в 95%, на котором он находился десять лет назад, до 2%. «Они [российские власти] воюют против всего грузинского, и это не имеет никакого отношения к борьбе с подделками», сказал грузинский
«Боржоми» является один из самых известных брендов минеральной воды на территории бывшего СССР. Цифры, называемые Georgian Glass and Mineral Waters Co., показывают, что в период до введения запрета «Боржоми» занимал 11% российского рынка минеральной воды, находясь на третьем месте в списке из примерно 700 продаваемых в стране брендов. Из всей разливаемой в Грузии боржомской воды 80% идет на экспорт, а 60% экспорта направляется в Россию. Поэтому запрет на импорт стал жестоким ударом по компании, которая является одним из крупнейших грузинских экспортеров. Ница Чолокашвили,
Запреты на импорт вина и минеральной воды представляют собой последние примеры того, что
По информации, поступающей сегодня из Тбилиси, грузинские власти готовы принять радикальное решение и порвать с СНГ. 8 мая российское агентство
Подавляющее число грузинских законодателей,
По словам другого высокопоставленного депутата, решение о членстве в СНГ, возможно, связано с рассмотрением в парламенте вопроса о судьбе российских миротворцев в Абхазии. В принятой в октябре резолюции Россия была обвинена в воспрепятствовании делу мира, а не поддержании мира, как в Абхазии, так и в Южной Осетии. Резолюция призвала парламент пересмотреть не позднее 1 июля вопрос о пребывании российских миротворцев в Абхазии. Еще одна негативная оценка ситуации станет основанием для требования о выводе российских войск.
«Заявление о выходе из СНГ, возможно, связано с решением, которое мы должны принять в июне по поводу российских миротворцев», передал первый телеканал слова Гиви Таргамадзе, председателя парламентского комитета по обороне и безопасности. «Решение о выходе из СНГ параллельно вопросу о миротворцах было бы правильным».
Этот шаг встречает широкую поддержку среди лидеров грузинской оппозиции, заявляющих, что разрыв отношений с Россией сегодня станет наименее болезненным способом дальнейшего развития страны. «Кошмарный конец лучше бесконечного кошмара», говорит оппозиционный депутат Каха Кукава. «Для нас будет лучше положить конец раз и навсегда всему этому, а Грузии начать проводить новую экономическую политику… чем вечно зависеть от насквозь политизированной экономики России».
Джон Македон, автор из Тбилиси, сотрудник