Послание президента России федеральному собранию от 2006 года
Речь идет о так называемом «Проекте России», появившемся на свет в прошлом году и очень быстро приобретшем популярность в политических кругах нашего северного соседа. Как оказалось, местами сходство федерального документа и политического манифеста общественной организации видно невооруженным глазом, поскольку спичрайтеры и чиновники, готовившие президентское послание, заимствовали целые блоки и куски абзацев. Так, предложение «Стратегия НАТО состоит в том, чтобы Россия погрязла в этих проблемах и, как следствие, не могла бы решить ни одну из своих проблем полноценного развития», в послании звучит так:
Как говорят знающие люди, данный политический памфлет стал хитом сезона в администрации президента России. А потому одной из причин, по которой отдельные блоки документа оказались включенными в ежегодное послание российского президента без изменений, является поддержка предложенных идей высокопоставленными чиновниками из администрации. По крайней мере, как говорится в манифесте общественного объединения ветеранов: «Мы ищем тех, кто способен ради блага России совершать действия, не завязанные на личной выгоде». А потому остается констатировать, что «ветераны» уже нашли таковых, причем во влиятельных коридорах власти. Данное обстоятельство означает не что иное, как навязывание высокопоставленными чиновниками президентской администрации собственной воли главе государства, а это, по сути, маленький дворцовый заговор с большими последствиями. Еще одна любопытная деталь: «Проект Россия» предполагает… восстановление в стране монархии. Как говорится в тексте: «Решение некоторых проблем России требует не одного десятилетия. Откуда же им взяться, если власть ограничена четырьмя годами?» Хотя эта часть противоречит существующим постулатам Конституции России, и чиновники ее предусмотрительно вырезали из президентского послания, тем не менее из песни слова не выкинешь. А потому данный «плагиат» — это еще один условный сигнал к предстоящим в 2008 году президентским выборам, на которых должна решиться судьба не только будущей России, но и самого Путина.
Подобное обстоятельство красноречиво говорит о кадровом потенциале, сосредоточенном сегодня в высших кулуарах власти. Проблема в том, что при всей исторической схожести у каждого государства есть свои отличия, которые необходимо учитывать. Конечно, плагиат, или, иносказательно, «обмен опытом», позволяет сохранить средства и сэкономить время. Однако данная экономия способна выйти боком для тех, кто попытается использовать подобные результаты на практике. Поскольку чиновниками в подобных случаях движет не столько желание воспользоваться чужим опытом, сколько найти более простой способ решения сформулированной наверху задачи. Кроме того, инцидент указывает на то, что у действующей администрации нет стратегии видения ситуации как в России, так и вокруг нее.
Вместе с тем, это уже не первый случай, когда российских высокопоставленных политиков обвиняют в «интеллектуальной краже». Месяц назад Владимира Путина в плагиате обвинили два исследователя из американского Brookings Institute — Клиффорд Гадди и Игорь Данченко, которые на время поменяли объект собственных научных изысканий и сконцентрировались на отдельной научной работе российского президента. Речь идет об экономическом исследовании «Стратегическое планирование и политика» (Strategic Planning and Policy), проведенном в стенах американского университета Питтсбурга в 1978 году, которое Путин с успехом защитил в 1997 году в петербургском Горном институте России. По утверждению Клиффорда Гадди, из 20 страниц, которые являются ключевыми во всей кандидатской работе, 16 были скопированы слово в слово из работы профессоров Уильяма Кинга и Девида Клиланда или подверглись незначительной редактуре.
Любопытная деталь: российский президент является выпускником Ленинградского юридического университета, преподавательский состав которого в свое время вступился за честь и достоинство своего выпускника. Однако сегодня профессора и рядовые кандидаты наук предпочли отмолчаться, чего не скажешь о западных изданиях, которые сделали из этого много шума. К примеру, крупное влиятельное американское издание The Washington Times на своих полосах подсчитало количество похожих диаграмм и таблиц в кандидатской работе Путина и его американского аналога. Несмотря на то, что заморский скандал так и не привлек к себе внимания в российских широтах, тем не менее теперь трудно его будет избежать. Поскольку послание президента претендует на статус стратегического документа, предопределяющего не только курс развития государства, но и перераспределение значительных материальных и людских ресурсов страны.
Как бы там ни было, это далеко не первый опыт заимствования политических памфлетов и программ стратегического развития на постсоветском пространстве. Данная участь не обошла стороной и Казахстан, у которого российские соседи «присмотрели» программное положение стратегии развития
Замир Каражанов, Алматы