Архипелаг ГУАМ

Архипелаг ГУАМ

Архипелаг ГУАМ

Раскол постсоветского пространства на два блока — восточный и западный, теперь получит свое юридическое оформление. Это произойдет в Киеве сегодня, после того как лидеры Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы скрепят своими подписями документы, дающие ГУАМ международную жизнь.
Альянс государств, существовавший до последнего времени, напоминал аморфную структуру, у которой не было регламента, процедур, штаб-квартиры и планов на будущее. Теперь же ситуация обещает кардинально измениться. Неформальный союз «недовольных Кремлем государств» — ГУАМ — приобретет не только официальный статус международной организации и штаб-квартиру в Киеве, но и сделает свою деятельность более организованной и скоординированной. Как отметил украинский президент Ющенко накануне предстоящей встречи: «В ближайшее время эта структура даст ответы на несколько конкретных вопросов, которые интересуют каждого из участников этой организации. Это, прежде всего, проекты экономической, торговой, энергетической сфер, которые затрагивают интересы не только членов ГУАМ, но и других стран континента».
Изначально ГУАМ создавался как транспортный коридор на пути транзита большой каспийской нефти. Однако вектор развития сильно изменился. За последние годы существования организации на повестке дня все чаще оказывались не столько энергетические проблемы, сколько текущие политические вопросы. Сегодня можно с полным основанием говорить о существовании двух таких составляющих в деятельности ГУАМ. Прежде всего — сузить пространство политического, экономического и военного влияния России на постсоветском пространстве до рамок ее государственных границ. И, с другой стороны, придать организации статус главного «дилера» демократии трансатлантического образца на просторах бывшего Советского Союза. К слову, последнее намерение новоявленного альянса уже нашло свое подтверждение в ходе прошлогоднего саммита в Молдове, где лидеры стран ГУАМ пообещали инициировать «третью волну демократических революций» на постсоветском пространстве.
Между тем у ГУАМ в новом формате появится не менее новый и решительный конкурент — это недавно созданное Сообщество демократического выбора (СДВ), поскольку продекларированные цели их крайне похожи. Несмотря на то, что данная организация пока еще не получила международного статуса, тем не менее потенциал ее гораздо больше, нежели у ГУАМ. Хотя бы потому, что у СДВ более представительный конгломерат государств: 13 стран-учредителей, расположенных на пространстве от Балтийского побережья до Причерноморья. Так что если и говорить о перспективах расширения ГУАМ, то лишь за счет возможного присоединения прибалтийских республик. Чему может способствовать единство провозглашенных принципов? Равнению на западную модель демократии и сдерживанию влияния России.
Вызывает здоровый скепсис и тот факт, что сегодня Виктор Ющенко открещивается от антироссийской природы ГУАМ. Ведь мало того, что страны, входящие в данную интеграционную структуру, проявили солидарность с Украиной и Грузией в их лобовом столкновении с Россией. Теперь данная особенность их деятельности обещает принять управляемый и скоординированный из единого центра характер.
Попытка же выдать ГУАМ за альтернативный вариант экономической интеграции на постсоветском пространстве вообще не выдерживает никакой критики. Как показывает экономическая деятельность стран-участниц, существующие между ними торговые отношения пока оставляют желать лучшего. Так, товарооборот между Грузией и Украиной достиг в прошлом году только 200 млн. долларов, аналогичный показатель у Киева и с Азербайджаном. Как оказалось, среди основных внешнеторговых партнеров Украины числится Россия, ежегодный оборот с которой достигает 20 млрд. долларов, а вот с новым стратегическим партнером — США — этот показатель колеблется на уровне 1,5 млрд. долларов. Очевидно, что и население Украины не в состоянии выпить столько вина, сколько производят сегодня Грузия и Молдова вместе взятые. В результате из таких составляющих любого интеграционного объединения, как экономика, политика и военная сфера, у организации остаются только продекларированные политические цели.
В целом же организационное оформление ГУАМ и получение международной прописки ничего хорошего не сулят, кроме блокового противостояния между двумя лагерями бывшего советского пространства. Прежде всего у России на периферии появляется долгосрочный раздражающий фактор, который не только стремится ограничить ее влияние, но и расширить присутствие ее геополитических соперников. Кроме того, теперь процессы на постсоветском пространстве обещают рассматриваться через призму взаимоотношения двух блоков — кремлевского «евразийского» (ЕЭП, ЕврАзЭС, ОДКБ и отчасти ШОС) и «атлантического» (СДВ, ГУАМ). Другой вопрос, как постсоветское пространство докатилось до жизни такой? Здесь трудно найти конкретного виновника. Но можно совершенно определенно сказать, что катализатором подобных политических процессов послужил «жесткий» курс Кремля, провозглашенный в ходе прошлогоднего саммита СНГ в Казани. В частности, новая политика предусматривает отказ от системы преференций и внутренних тарифов в отношении тех стран, которые избрали для себя западный вектор развития с ориентацией на НАТО и Евросоюз. С другой стороны, нельзя не отметить вклад в этот процесс прокатившихся на постсоветском пространстве «цветных» революций. А потому развитие этой тенденции обещает появление на постсоветском пространстве перманентного источника конфликта.
Кроме того, не исключено, что в скором времени данная организация попытается сформулировать еще одну задачу — разрешение на постсоветском пространстве проблем, связанных с непризнанными республиками. Поскольку на территории большинства государств, входящих в данное интеграционное объединение, до сих пор остаются республики с неурегулированным статусом. А потому неудивительно, что они смогут вынести на повестку дня те вопросы, которые больше всего их волнуют. Данное обстоятельство тем более актуально, что в последнее время заметно активизировались попытки склонить подобные мятежные республики к переговорному процессу с помощью экономического и силового давления. И вот ведь что любопытно: подобные же меры, предпринимаемые Россией, ГУАМ преподносит как грубое попирание прав, свобод и демократии в целом.

Замир Каражанов, Алматы

Оценить статью
(0)