Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об
Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность. СМИ во многом заменяют или подменяют собой другие институты гражданского общества — политические партии, профсоюзы, объединения по интересам. Электронные СМИ обеспечивают реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.
Как показывают исследования ВЦИОМ, проведенные в 2005–2006 гг., россияне, достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют Президента России и средства массовой информации. Если рейтинг одобрения деятельности В. Путина в последний год держится в пределах 72–77%, причем последние месяцы ближе в верхней планке этого «коридора», то СМИ — в целом как институт общества — стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в еще более устойчивых пределах 53–55%. Далее идут главы субъектов федерации с совокупным рейтингом 42–52%, местные власти (36–42%), правительство (32–34%), обе палаты Федерального собрания (в среднем чуть более 20%), и гораздо ниже такие общественные институты как политические партии (17–19%), профсоюзы (12–14%). В отличие от партий и профсоюзов, именно СМИ, в первую очередь, электронные, стали важнейшим механизмом, объединяющим общество, и приводным ремнем, связывающим общество и власть. Правда, скорее эта связь носит односторонний характер.
Обращает на себя внимание то, что уровень доверия СМИ теснейшим образом коррелирует с поддержкой В. Путина и связываемого с его именем политического режима в целом. Так среди тех, кто одобряет деятельность президента, уровень доверия к СМИ составляет 62%, а среди противников В. Путина только 28%. Среди электоратов ведущих политических партий самый высокий уровень доверия к СМИ среди сторонников «Единой России» — 62%. Молодые и материально обеспеченные граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные. Главный потребитель СМИ — это новый средний класс, поддерживающий нынешнюю власть, состоящий из людей, приспособившихся к современных экономическим и социальным реалиям. Этот средний класс ориентирован скорее на позитивную, оптимистическую информацию, на развлекательные передачи, чем на серьезную аналитику, скорее на современную массовую культуру, чем традиционную и элитарную. Нынешние СМИ полностью соответствуют данному запросу.
Сегодня аудитория СМИ — это более, чем на 75% телевизионная аудитория, и прежде всего зрители его основных каналов, ОРТ и РТР. Доля радио в информации, поступающей к большей части граждан, составляет около 15%, и лишь около 10% остаются на остальные виды СМИ — газеты, журналы, книги, Интернет. Чем же привлекают электронные СМИ сегодняшних россиян?
Современное телевидение — это практически единственная реальная сеть, способная объединить российских граждан, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным «полюсам», живущих разными экономическими и социальными укладами и измерениями. Если в
Итак, что же первично? Поддержка россиянами существующей власти связана не столько с позитивной оценкой ее реальных дел, сколько с ее имиджем, создаваемым электронными СМИ? Или, напротив, одобрение деятельности нынешних СМИ является составной частью общего улучшения
Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в 2005–2006 г. Опрошено по 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
|
Август 2005 |
Сентябрь 2005 |
Ноябрь 2005 |
Февраль 2006 |
Май 2006 |
Одобрение деятельности В. Путина (в %) |
74 |
75 |
74 |
76 |
78 |
Одобрение СМИ (в %) |
55 |
54 |
55 |
54 |
55 |
Одобрение деятельности институтов власти и общества, май 2006 | |
Президент РФ |
78 |
Премьер-Министр |
39 |
Правительство |
34 |
Губернатор |
53 |
Глава местной администрации |
43 |
Государственная Дума |
21 |
Совет Федерации |
23 |
Политические партии |
19 |
СМИ |
55 |
Профсоюзы |
22 |
Суды |
25 |
Общественная Палата |
23 |
Одобрение деятельности СМИ в различных группах общества | |
Одобряющие Президента |
62 |
Неодобряющие Президента |
28 |
Сторонники «Единой России» |
63 |
Сторонники оппозиции |
42 |
Молодежь до 25 лет |
64 |
Средние возраста (до 50 лет) |
55 |
Старшие возраста (старше 50 лет) |
51 |
Малообеспеченные |
51 |
Среднеобеспеченные |
67 |
Высокообеспеченные |
75 |