Государственный заказ на иммигрантов

Государственный заказ на иммигрантов

Государственный заказ на иммигрантов

Страна испытывает демографический кризис, население несколько лет подряд сокращается в среднем на 700 тысяч человек в год. Демографическая тема стала одной из центральных в недавнем послании президента Владимира Путина Федеральному собранию. Президент считает, что одной из мер, направленных на преодоление демографического кризиса, должна стать — наряду со снижением смертности и повышением рождаемости — продуманная миграционная политика, привлекающая в страну образованных, культурных людей, уважающих российские традиции.

Демографического пика Россия достигла в 1992 году, когда здесь проживало 148,7 миллионов человек. В настоящее время число жителей снизилось до 142 с половиной миллионов. Как утверждают демографы, даже если смертность в России будет падать, а рождаемость расти, то к 2025 году здесь будет жить только 128,8 миллионов человек. Прогноз на 2050 год — 100 миллионов. Как заявил Владимир Путин на недавней встрече с журналистами, в таком случае Россию будет просто некому охранять.

Сокращение населения, особенно трудоспособного (по статистике, российские мужчины в среднем живут только 58 лет), стало одной из причин миграции в Россию выходцев из других стран. По разным оценкам, количество иммигрантов в стране составляет от 5 до 15 миллионов человек. В основном это граждане бывших советских республик — за исключением стран Балтии, которые вступили в Европейский союз и держат твердый курс на Запад, и Туркмении, где зарубежная миграция не поощряется властями.

В российской прессе уже несколько лет фигурируют данные об одном миллионе китайских иммигрантов, однако независимые исследователи полагают, что эта цифра сильно занижена. Надежной статистики пока нет: подавляющее большинство приезжих благодаря либеральной правоприменительной практике находятся в России полулегально.

По приблизительным оценкам Российской Академии наук, в России работает миллион приезжих из Украины и Азербайджана, 500 000 из Таджикистана, почти 400 000 из Узбекистана, 300 000 из Киргизии и приблизительно столько же из Армении. Этих людей не надо путать с этническими киргизами и армянами, имеющими российское гражданство, которых в стране еще больше. По словам председателя Союза армян России Ары Абрамяна, российское гражданство имеют приблизительно 2,5 миллиона армян, а к 2050 году, по его прогнозу, их станет 10 миллионов.

Относительно скромное присутствие в России выходцев из Молдавии и Грузии (по официальным данным, 154 и 117 тысяч соответственно) объясняется небольшой численностью населения этих стран. Знание русского языка и культуры, память об общем историческом прошлом позволяют приезжим из бывших республик СССР относительно легко адаптироваться к российским условиям и занимать в них свою нишу. По оценкам все той же РАН, их трансферты из России на родину достигают 3,67 млрд. долларов в год. Данные Министерства внутренних дел внушительнее: здесь считают, что приезжие из «ближнего зарубежья» ежегодно вывозят из страны 13 — 15 млрд. долларов.

Каковы основные проблемы, связанные с иммиграцией? Кроме того, что она в основном осуществляется полулегально, в ряде регионов на юге страны, а также в Москве и Санкт-Петербурге периодически возникают трения на межнациональной почве. Коренные жители возмущаются, когда видят, что разбогатевшие мигранты скупают лучшие земли, занимают ключевые места в торговле или создают этнические преступные группировки. На таких противоречиях пытаются играть политики-националисты. Однако острой конкуренции за рабочие места между коренным населением и мигрантами, которые в основной своей массе заняты в строительстве, на сезонных сельскохозяйственных и других тяжелых и малооплачиваемых работах, пока нет.

Сегодня государство ставит перед собой задачу организовать мониторинг движения иммиграционных потоков, упростить и отладить процедуру регистрации и выдачи разрешений на работу. Главное ведомство, занимающееся проблемами иммигрантов в стране — Федеральная миграционная служба (ФМС). Она готовит поправки в действующее миграционное законодательство, направленные на легализацию миграции. Поскольку задача мониторинга сейчас главная, процедуру легализации планируется максимально упростить. «Приезжающему на заработки надо будет лишь получить разрешение на работу в территориальном органе миграционной службы и зарегистрироваться в уведомительном порядке», — говорит руководитель пресс-службы ФМС Константин Полторанин. По оценкам российских чиновников, благодаря новым правилам процедура регистрации сократится с сегодняшних 5–6 месяцев до 10–12 дней и в значительной степени снимет проблему коррупции, возникающую в связи с бюрократическими барьерами.

Государство намерено перестроить рынок иностранной рабочей силы в России в соответствии со своими потребностями. Российские власти хотят сами регулировать потоки рабочей силы: привлекать тех, в ком в российских регионах есть потребность, и отсекать лишнюю обузу. Депутат Государственной думы Анатолий Семенченко полагает, что крупные мегаполисы необходимо срочно «разгрузить» от гастарбайтеров, зато во многих малых городах без них не обойтись. Отдельной темой должны стать условия жизни приезжающих на заработки — никаких стандартов здесь пока нет.

В целом проблему иммиграции в России вряд ли ее удастся решить только законодательными мерами. Потребуется участие местных властей и гражданского общества, потребуется время, чтобы привыкнуть к постоянным миграционным потокам. Однако решать проблему обязательно придется — Россия стала привлекательной страной для иммиграции. И это надолго.

Юрий Филиппов, политический обозреватель
«РИА Новости»

Оценить статью
(0)