Молодым семьям рассчитывать не на что

Молодым семьям рассчитывать не на что

Молодым семьям рассчитывать не на что

В России продолжается реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье». Недавно появились правила предоставления молодым семьям жилищных субсидий. Оптимисты увидели в документе реальный шанс для молодых семей решить квартирный вопрос при помощи государства. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что помощь казны молодым семьям можно считать чисто символической.

Плюсы

* Участвовать в подпрограмме жилищных субсидий может любая, в том числе и неполная, семья, в которой возраст каждого из супругов (или одного родителя в неполной семье) не превышает 30 лет.

* К участию будут допущены не только семьи, живущие в совсем маленьких квартирах, но и обитатели больших квартир. Если на каждого из членов молодой семьи приходится не больше 18 квадратных метров.

* Субсидии бездетным семьям составят 35 процентов расчетной стоимости жилья. Тем, у кого есть дети, бюджеты всех уровней солидарно компенсируют 40 процентов.

* В случае рождения или усыновления участвующей в программе молодой семьей еще новых детей «для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения» ей будет предоставлена дополнительная субсидия… в размере 5 процентов на каждого ребенка.

Надежды

Надо успеть к 1 сентября

Наталья Рогожина, руководитель проекта Института экономики города:

- Для попадания в программу жилищного субсидирования молодой семье надо, во-первых, доказать, что она действительно нуждается в жилье. К категории нуждающихся будут отнесены все очередники и молодые семьи, поставленные на учет органами местного самоуправления. На учет можно встать и сейчас. Нормы метража на такой случай в каждом регионе определены свои.

Второе условие — платежеспособность. Ведь субсидия будет покрывать 30–40 процентов среднерыночной стоимости жилья. Остальную сумму участники программы должны выплачивать самостоятельно. И бессмысленно субсидировать тех, у кого доходы не позволят это сделать. Критерии платежеспособности вскоре разработают власти на местах. Но ориентиром для них будут условия, на которых банки в том или ином городе или районе выдают ипотечные кредиты.

В выбранных регионами банках участникам откроют специальный счет. Деньги на него будут поступать в следующем порядке: часть субсидии — из регионального и местного бюджетов, средства самого получателя, а в последнюю очередь — финансы из федерального бюджета. Тем, кто рассчитывает попасть в программу на следующий год, надо успеть подать все бумаги до 1 сентября. Но сначала удостоверьтесь, что власти вашего региона подали в Федеральное агентство по строительству и ЖКХ заявку на участие в программе. А там ее приняли.


Минусы

* Решение о включении семьи в программу принимается, в том числе, и с учетом ее платежеспособности. Но что именно должно учитываться в правилах, никак не определено.

* Размер субсидии рассчитывается на начальном этапе. Потом сумма не пересматривается. Но решение о выделении субсидий принимается тремя инстанциями — муниципалитетом, регионом и федеральной властью. На прохождение бумаг по инстанциям уйдут месяцы, за которые жилье успеет изрядно подорожать. И удельный вес субсидии в общей стоимости жилья изрядно усохнет.

* Расчетная стоимость жилья, используемая при определении размера субсидии, далека от рыночной даже в маленьких городах и в сельской местности. В столице и мегаполисах — у них нет вообще ничего общего. К примеру, в Москве разница составляет 3,5 раза. Стало быть, настоящий процент субсидии будет равен не 35–40, а 10–13 процентов.

* Свидетельство участника подпрограммы действительно всего 9 месяцев. Если за это время субсидия по каким-то причинам не была использована, то свидетельство аннулируется. А стать участницей каждая семья может лишь раз в жизни.

Сомнения

Вместо государственной помощи - пшик

Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики:

- Строго говоря, правила, разработанные правительством, не стратегический, а чисто технический документ. И оценивать его имеет смысл только в таком качестве. Но и в этом случае обращают на себя внимание некоторые существенные изъяны. В документе ни слова не сказано о механизме индексации. Но при нынешней ситуации на рынке жилья, когда метры дорожают на 5–8 процентов ежемесячно, иметь дело с суммой, зафиксированной в самом начале пути, - значит в конце вместо государственной помощи получить пшик.

В том, что определение платежеспособности участников отдано на откуп местным властям, видится обыкновенное лукавство. Муниципальные чиновники просто получили еще один инструмент для вымогательства.

В правилах дотошно и бережно прописаны все условия для банков — и открывающих спецсчета для субсидий, и выдающих ипотечные кредиты. Но ничего не сказано о возможности досрочного погашения такого кредита, если у молодой семьи вдруг появились нечаянные средства. Между тем, прописав такую процедуру, разработчики сильно облегчили бы жизнь молодым семьям. Вообще складывается впечатление, что документ написан для кого угодно, только не для самих участников программы. В правилах нет ни слова даже о том, где претенденты могут получить хоть какую-то информацию об участии в программе. Сами разработчики говорят, что узнавать детали люди должны в «каких-нибудь муниципальных органах власти». Но, когда слышишь такие формулировки из уст чиновников, имеешь полное право сомневаться в серьезности их намерений.

Средняя стоимость жилья (в руб. за кв. м)

Регион

По данным Минрегионразвития

По данным риелторов

Москва

25 100 

87 300 

Санкт-Петербург

19 200 

36 990 

Тюмень

16 800 

24 500 

Владивосток

16 300 

33 820 

Мурманск

12 800 

28 000 

Нижний Новгород

13 600 

22 400 

Московская область

14 000 

41 800 

Сыктывкар

10 800 

21 300 

Екатеринбург

13 200 

31 000 

Нарьян-Мар

11 200 

30 000 

«Родная газета»

Оценить статью
(0)