Россия намерена вновь

Россия намерена вновь

Россия намерена вновь

Система международных соглашений, ограничивающих обычные вооруженные силы в Европе, в ближайшее время может вновь подвергнуться коренному пересмотру. Как стало известно газете «Эхо» из заслуживающих доверия источников в МИД РФ, в ближайшее время Москва может поставить вопрос о пересмотре Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) и тех самых «фланговых ограничений» к нему.

Контуры будущих российских предложений пока что неизвестны. Однако в Москве уже дают понять, что поставить вопрос о пересмотре ДОВСЕ Москву вынудило «изменение обстановки» по сравнению с тем временем, когда этот договор был заключен: НАТО продолжает расширяться, ее инфраструктура приближается к границам России, и прежние соглашения необходимо адаптировать к новым условиям. Аргументация известная, и, как показывает практика, «подвести» под нее можно многое.

Однако, как напоминают эксперты, ДОВСЕ и пакет фланговых ограничений к нему пересматривается, в том числе и по российской инициативе, уже далеко не в первый раз. Первый пересмотр — в 1997 году — вызвал в Азербайджане весьма острую дискуссию: согласно предложенному проекту, Вооруженные силы Азербайджана, как и других стран юго-западного сектора постсоветского пространства, объявлялись частью российской фланговой квоты, к тому же Москва получала право на временное размещение на территории стран Южного Кавказа своих вооруженных сил, и в Азербайджане эти пункты соглашения были расценены как попытка объявить страну «сферой влияния» России и закрепить за Москвой некие особые права.

Правда, Милли меджлис Азербайджана ратифицировал тогда «фланговый пакет» с весьма серьезными оговорками. Согласно им, ни Россия, ни какое-либо другое государство ни при каких условиях не могут трактовать подписанное соглашение как некие особые права на размещение на территории новых независимых государств без предварительного их согласия своих военных контингентов или использования их квот вооружений. Особо подчеркнуто, что Азербайджан не является частью ни НАТО, ни ОВД, не обойдены вниманием и неучтенные вооружения. Более того, некоторые его пункты прямо объявлены не имеющими на территории нашей страны юридической силы. Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов тогда же открыто давал понять, что в вопросах перераспределения квот, а тем более размещения войск ничего не может измениться без добровольного и юридически оформленного согласия Азербайджана. В Вашингтоне тоже «давали понять», что предусмотренное соглашением «временное размещение» войск может происходить только при наличии добровольного согласия страны, на территории которой это должно происходить, плюс ко всему срок его должен быть четко оговорен и ограничиваться днями и неделями, в крайнем случае месяцами, но никак не годами. А это еще больше связывало руки России.

Сегодня уже понятно: опасения, что ратификация фланговых ограничений ДОВСЕ означает для Азербайджана крушение всех надежд на выход из российской «сферы влияния», не оправдались. На территории Азербайджана, за исключением Габалинской РЛС, российских военных объектов так и не появилось, военное сотрудничество Азербайджана с НАТО вообще и с США в частности развивается весьма бурными темпами, в Азербайджане появляются американские РЛС… Но вместе с тем произошло другое: во многом те самые «адаптированные» фланговые соглашения позволили России существенно нарастить ту самую группировку российских войск на Южном Кавказе. Точнее, свои базы на территории Армении. И хотя формально в Москве по поводу и без повода повторяют, что базы эти «не направлены» против Азербайджана, опыт использования Арменией российских регулярных подразделений в боевых действиях против Азербайджана, не говоря уже о российско-армянских соглашениях о военном сотрудничестве, заставляет задуматься о многом.

Куда серьезнее, однако, другое. «Рестарт» переговоров по адаптации ДОВСЕ позволяет Азербайджану не только уточнить свой геополитический статус и заручиться новыми гарантиями своей политической безопасности: переговоры по ДОВСЕ — это еще и шанс поднять перед мировым сообществом вопрос о тех самых неучтенных вооружениях в зонах «локальных конфликтов». Точнее, на не контролируемых законными властями территориях, где не проходит никаких инспекций, но зато сосредоточено немало войск и бронетехники.

А тогда уже российская инициатива превращается для Азербайджана в серьезный государственно-политический экзамен. Который таит в себе и немало опасностей, и немало возможностей.

Нурани, Н.Алиев

Оценить статью
(0)