Почему отозвали украинского посла из Минска?

Почему отозвали украинского посла из Минска?

Почему отозвали украинского посла из Минска?

Не успев поработать в Минске и полгода, украинский посол Валентин Наливайченко был неожиданно освобожден от своей должности и отозван домой.

В Украине он был тут же назначен заместителем СБУ. Причем, пресс-служба этого ведомства неоднократно заверяла, что новый пост никак не связан с предыдущей должностью.

Так или иначе, такое решение Киева вызвало неоднозначную реакцию в самых различных кругах. Одно очевидно: Наливайченко сумел таки оставить о себе добрую память среди многих белорусов, кто с ним встречался лично.

После того, как во время прощальной встречи с предыдущим послом Украины Шаповалом гостеприимный Лукашенко искренне предложил ему остаться в Беларуси с гарантией трудоустройства, в Минске с большим интересом стали ждать приезда из Киева нового посла: как во властных, так и в оппозиционных структурах.

Для всех было понятно, что это будет доверенное лицо помаранчевой власти, столь не любимой белорусским режимом. Не секрет, что должные отношения между главами двух соседних государств так и не сложились. Да и как они могли быть нормальными, когда в одном из своих выступлений Лукашенко назвал «оранжевую» революцию «бандитской».

Не наблюдалось сердечности и между руководителями внешнеполитических ведомств Украины и Беларуси. Можно вспомнить, как предложение Бориса Тарасюка о готовности Украины помочь Беларуси в становлении демократии, его белорусский коллега Сергей Мартынов решительно отверг.

И вообще, весь агитпроп правящего режима в Беларуси направлен против нынешней украинской власти, всячески популяризируя среди белорусских граждан Виктора Януковича, Петра Симоненко и Натальи Витренко. Вот на таком, далеко не радужном фоне и появился в Минске Валентин Наливайченко, назначенный новым послом после работы заместителем главы МИД Украины. Следует при этом отметить довольно необычную реакцию министерства иностранных дел: назначение Наливайченко приветствовалось в специальном официальном заявлении министерства иностранных дел, чего удостаиваются далеко не все приезжающие в Беларусь главы дипмиссий.

В первую очередь новому украинскому послу пришлось решать вопросы, связанные с арестами украинских граждан, которые участвовали в разного рода акциях солидарности с белорусской оппозицией. В государственных СМИ Беларуси их иначе, как «боевики», не называли. Во время мартовских событий в Минске таковых было не мало. И, в основном, посольство Украины в Минске справилось со своими обязанностями по защите соотечественников.

Первым же выходом Валентина Наливайченко «в свет» можно считать его первую и ставшей единственной пресс-конференцию, которую он дал в связи с 20-летием чернобыльской катастрофы. Нельзя сказать, что Наливайченко произвел на присутствовавших журналистов какое-то особое впечатление. Чиновник как чиновник. Но практически все оценили его умение разъяснять, когда речь заходила об национальных интересах Украины.

По некоторым данным, большие надежды на более активную позицию украинского посольства с новым шефом возлагали в белорусской оппозиции. Обсуждались, например, планы проведения в здании посольства (по примеру дипмиссий западных стран) разного рода семинаров, конференций. Сегодня в Беларуси ситуация такова, что мероприятия с участием оппозиции практически нигде невозможно провести. Были основания надеяться, что и в украинском посольстве будут проводиться мероприятия на темы Евросоюза, НАТО, других аспектов международной жизни. Основания для таких надежд давала и малоизвестная акция посла Наливайченко, прошедшая в начале этого года.

В посольстве Украины по инициативе посла состоялась встреча с писателями и представителями некоторых других творческих союзов Беларуси. Поводом для встречи стала демонстрация документального фильма, посвященного голодомору. К слову, 75-я годовщина чудовищного голода в советской Украине, унесшего миллионы жизней, в Беларуси осталась практически не замеченной официальным Минском, в частности, белорусским телевидением. Однако, после фильма и затем во время неформальной дружеской беседы ("сябрыны) разговор коснулся и более широких тем.

Во встрече тогда принял участие украинский писатель Роман Лубкивский, а среди его белорусских коллег были Рыгор Бородулин, Геннадий Буравкин, Владимир Орлов, Валентин Тарас, и другие поэты, прозаики, публицисты, известные своими демократическими взглядами и выступлениями в защиту белорусского языка и культуры. Характерно, что все приглашенные являлись членами опального Союза белорусских писателей (который власти пытались недавно ликвидировать). Никто из писателей «пропрезидентского лагеря», а также из числа чиновников в украинское посольство на данную встречу приглашен не был.

Для участников же встречи она являлась чем-то вроде моральной солидарности украинской интеллигенции с белорусской, которая подвергается гонениям у себя на родине. Участники встречи постоянно акцентировали внимание на том, чтобы такие встречи продолжались в будущем.

Реакция во властных структурах Беларуси на данную инициативу украинского посла неизвестна. Зато общеизвестно, как апологеты правящего режима в Беларуси лелеют память о Сталине, именем которого называется воздвигнутый под Минском целый мемориально-туристический комплекс, и Дзержинском, которому недавно поставили памятник — копию снесенного на Лубянке.

Вернувшийся домой и став первым заместителем Службы безопасности Украины Валентин Наливайко оставил в Минске своему преемнику тяжелое наследство. Об этом можно судить и по официальному сообщению о состоянии украинско-белорусских отношений, появившемуся сразу же после отъезда посла, и которое озвучил первый заместитель главы МИД Украины Владимир Огрызко.

В частности, в нем говорится, что встреча президента Украины Виктора Ющенко с президентом Беларуси Александром Лукашенко состоится лишь после решения пакета двусторонних проблемных вопросов.

«Как только мы найдем компромисс по подходам к решению этих вопросов, тогда и будет понятно, когда состоится такая встреча», — сказал он. Заместитель министра не предоставил других деталей, отметив лишь, что среди таких проблемных вопросов есть и вопрос делимитации границы.

Следует напомнить, что встреча двух президентов планировалась еще в апреле. Местом встречи назывались то Чернигов, то Славутич. Несмотря на все бравурные речи чиновников о достижениях в торгово-экономической сфере, отношения между официальными Минском и Киевом имеют тенденции к еще большему похолоданию.

СПРАВКА: По разным оценкам, задолженность Украины перед Беларусью составляет от 80 до 150 миллионов долларов. В то же время нет документального подтверждения суммы долга, возникшего с начала 90-х годов. Беларусь утверждает, что ее предприятия после развала СССР перечислили украинским субъектам хозяйствования деньги за выпущенную, но не поставленную продукцию. Беларусь в процессе переговоров 2001–2003 гг. предъявляла требования Украине на 100 млн. долларов, а Украина выражала готовность признать только 50 млн. долларов. При этом украинская сторона отказалась предоставлять задолженности статус государственного долга. С урегулированием финансовых обязательств Украины Беларусь связывает ратификацию белорусско-украинского договора о государственной границе, подписанного в мае 1998 г. Сейчас стороны не разглашают размер украинской задолженности и степень ее согласованности. Украина в ноябре 2003 г. предлагала Беларуси на 80% погасить задолженность путем обустройства границы и строительства пограничных переходов, однако белорусское правительство отклонило это предложение.

Роман Яковлевский, Минск, для «Главреда»

Оценить статью
(0)