Приднестровский тупик

Приднестровский тупик

Приднестровский тупик

После длительного периода дружеских отношений между Украиной и Приднестровьем наступил период охлаждения. Причиной этому в первую очередь послужило решение Ющенко поддержать международные санкции в отношении ПМР. Решение для приднестровцев было чрезвычайно болезненным, потому что таким образам весь внешний экспорт был заблокирован, что угрожает экономическим коллапсом республике и возможному гуманитарному кризису. С начала марта через границу Украины могут проходить только те товары ПМР, которые прошли молдавский таможенный контроль. В то же время именно в Приднестровье сконцентрирован основной производственный потенциал бывшей Молдавской АССР. ПМР, абсолютно маленькая по территории, живет исключительно за счет экспорта произведенных товаров. Среди них немалое место занимает  металлопрокат, продукты нефтепереработки,  швейное и алкогольное производство. В результате блокады, как  задекларировало приднестровское правительство потери достигли сотен миллионов долларов, производство упало почти в половину, склады забиты товаром.    

Начался длительный процесс блокирования и самоблокирования, политических заявлений, одно из которых — о возможном окончании всяческого переговорного процесса с Молдовой и провозглашения самостоятельности и государственности. Россия, которая существенно поддержала Приднестровье, рассматривает возможность о включении Приднестровья в состав СНГ — тем самым, подтверждая ее суверенитет и включая республику в систему коллективной безопасности. 

Основным инициатором санкций против ПМР выступает руководство ЕС, которое опасается очередного вооруженного конфликта на территории Европы. В принципе, ПМР никому особенно, кроме конечно Молдовы, не мешает жить, здесь сохраняется порядок, уже более десяти лет нет столкновений. Все говорит о том, что если ничего не ворошить — ПМР и Молдова лет через двадцать и придут к общему консенсусу. Но, похоже, у кого-то есть особые планы, которым мешает Приднестровье. Самое грустное для нас, что Украина здесь фигура в чужой игре, и никаких особенных дивидендов от разрешения ситуации в ту или иную сторону она не получит. 

Борьба с контрабандой — в которой обвиняют Приднестровье, заявляя, что это ее основной источник  финансов — должна проводиться в первую очередь на территории самой Украины. Одесса остается основным перевалочным пунктом контрабанды и без Приднестровья, знаменитая порочность украинской таможни не зависит от властей ПМР, а лишь от Украины. Конечно, ПМР лишь декларировало готовность вести диалог с властями Молдовы, не совсем искренняя она была и с Украиной, ставя ее фактически в ситуацию поддержки установившегося политического режима. Но молдовские власти также лукавили, говоря о желании вести диалог мирно — политическая война продолжается. Конечно, она потеряла вооруженную остроту, не сохранила и крайний националистический характер, который был присущ в начале 90-х.             

Но всяческими способами молдовское руководство стремится насолить Приднестровью, сделать его существование сложнее.  

Ранее Украина неоднократно на словах поддерживала введение санкций против Приднестровья, но никогда на самом деле их не выполняла. Гласно или негласно существовало взаимопонимание между руководящими группами обеих стран и не в последнюю очередь по причине общности интересов перемещения товаров через границы. Транзитная контрабанда — основное обвинение против Приднестровья осуществлялась в интересах и при содействии властей Украины. Таким образом, любые попытки оказать политическое давление на Приднестровье через блокаду перемещения товаров — блокировались. Более того, благодаря украинскому гражданству, полученному множеством приднестровцев им удавалась ездить за границу, торговать и вообще не чувствовать себя ограниченными в передвижении через границу. По неофициальной статистике, 20% приднестровцев имели украинские паспорта, которые получали в основном в Винницкой и Одесской областях.

Были попытки наладить и более длительное, официальное сотрудничество с Украиной — неоднократно делались заявления о возможности присоединения к Украине, депутатами парламента республики предлагалось даже провести соответствующий референдум. Однако Украина не стала подыгрывать этим инициативам, хотя и не стала отказываться от страны-участника переговоров. Она на протяжении последних пяти лет неоднократно предпринимала попытки найти точки соприкосновения между Молдовой и ПМР, но безуспешно.

Сегодня Украина рассматривается всеми сторонами, которые втянуты в конфликт — как виноватая страна. Все понимают, что Украина отказалась от статуса страны гаранта, в обмен на призрачные идеи налаживания отношений с ЕС.  

Украина  с введением блокады фактически отказалась от роли посредника и передала инициативу в этом вопросе России, которая всячески начала нарабатывать на этом политические очки.

Есть две основные причины продолжающегося конфликта между Молдавией и Приднестровьем. Первая из них лежит в плоскости личной безопасности и сохранения власти приднестровской элиты. Потеря части суверенитета Приднестровья приведет к тому, что их власть также будет утеряна, после чего рассчитывать на ее возвращение — сложно. Не меньшая угроза лежит в пересмотре результатов приватизации предприятий непризнанной республики. А на сегодняшний день в ПМР установился некий статус-кво, который приднестровские власти хотят сохранить и в дальнейшем. Но политика Молдовы показывает, что никаких гарантий этому не существует. В молдовском руководстве уже пытались несколько лет назад установить контроль над приватизированными предприятиями ПМР, как такими, которые подчиняются их фонду госимущества.

В случае восстановления власти Молдовского правительства над ПМР, начнется скорее всего давление на предприятия с целью пересмотра приватизации. По крайней мере, пока что собственники предприятий не смогли найти язык понимания с Молдовой. Если бы он был, ПМР де-факто бы перешло под общую юрисдикцию государства. Но молдовское правительство наоборот, тем предприятиям, которые с ним решили таки сотрудничать, задерживает возвращение НДС уже длительный срок.

Таким образом, у приднестровцев нет сомнений в призрачности гарантий со стороны Молдовы, но такое же отношение к гарантиям ЕС. В данный момент ЕС не предоставляет и не собирается предоставлять никаких гарантий.

Украина, которая всегда занимала осторожную позицию в приднестровском вопросе и воспринималась как страна-гарант, которая объективно относится к обеим сторонам конфликта — растеряла все свои плюсы в этой игре. Она не проводит  свою политику, а скорее стремится всячески выполнить рекомендации старших братьев из ЕС, причем ничего от этого не получая.  Впрочем,  за последние полтора года это уже стало привычным явлением.

Игорь Петрук

Оценить статью
(0)