«По идее миротворческие операции проводятся, чтобы разделить воюющие стороны, прекратить кровопролитие. Одним словом, решить некую животрепещущую проблему безопасности. Сейчас же выясняется, что российские миротворческие контингенты, которые больше десяти лет предотвращали возобновление боевых действий и кровопролитие в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье, сами по себе превращаются в острую международную проблему», — пишет московское электронное издание «Ежедневный журнал», цитируемое МОЛДПРЕС.
В комментарии издания указывается, что российских миротворцев настойчиво просят уйти. Бельгийский министр иностранных дел Карел де Гухт, председательствующий ныне в ОБСЕ, объявил, что организация готова израсходовать до 10 миллионов евро, чтобы российские войска покинули Приднестровье. В эти же дни грузинские парламентарии заговорили о намерении объявить российских миротворцев вне закона. А украинский министр обороны Анатолий Гриценко заявил о необходимости создать в рамках ГУАМ (региональной организации, включающей Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову) собственные миротворческие силы. Из этого заявления получается, что и глава украинского военного ведомства призывает российских миротворцев к выводу.
В ответ российские официальные лица демонстрируют праведный гнев. «Наши миротворцы там как кость в горле одной из сторон конфликта. В отношении миротворцев там без конца устраиваются всякие провокации и пакости. Наши военные будут выполнять свой мандат до конца, до тех пор, пока существуют политические решения и договоренности», — заявил недавно российский министр обороны Сергей Иванов. А глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров утверждает, что атаки на миротворческие операции Москвы вызваны намерением Тбилиси прибегнуть к силе в отношении Южной Осетии. Российские министры настаивают на том, что войска имеют право находиться в Грузии и Молдове даже вопреки воле этих государств.
Тбилиси и Кишинев без устали твердят, что российские военные преследуют сугубо корыстные цели. Ведь власти самопровозглашенных государственных образований — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья — настойчиво просят принять их в состав России. Да и сама Москва ведет себя, мягко говоря, вызывающе. Официальный представитель МИД заявил, что территориальная целостность «применительно к Грузии — скорее возможное состояние, чем наличная
"Владимир Путин сказал чистую правду руководителям крупнейших мировых информационных агентств, заявив, что «Россия никогда не ставила для себя вопрос о включении
Именно этим и занимается Россия. Обладая огромным влиянием на лидеров самопровозглашенных республик, Москва совсем не считает своей задачей подталкивать «бунтовщиков» к поиску приемлемого компромисса с государствами, от которых они откололись. Наоборот, действия Кремля создают иллюзию, что эти образования могут существовать вечно под защитой российских штыков.
Из российского опыта можно извлечь один важный урок — миротворчество может принести успех только в том случае, если оно бескорыстно. Москва же не устояла перед соблазном использовать свое уникальное положение для достижения собственных политических целей.