Можно ли развязать приднестровский узел?

Можно ли развязать приднестровский узел?

Можно ли развязать приднестровский узел?

Вчера в Сухуми лидеры сепаратистских республик Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье — Сергей Багапш, Эдуард Кокойты и Игорь Смирнов заявили о создании сообщества «За демократию и права народов». Как отмечается в совместном заявлении, переговоры об определении форм «межгосударственных отношений» «не дают ожидаемых результатов по причине нежелания Грузии и Молдовы учитывать сложившиеся реалии, а также отсутствия оценки со стороны международного сообщества действий Молдовы и Грузии». Так ли это на самом деле? Или причиной стагнации приднестровского, в частности, переговорного процесса является что-то другое? Об этом и о других аспектах приднестровского урегулирования газета «Независимая Молдова» говорит с магистром политологии, председателем неправительственной организации «Объединенная европейская Молдова» Романом Михэешем.

- Роман, не создается ли у вас впечатления, что переговорный процесс тормозится искусственно? Смотрите, расширение формата, привлечение в качестве наблюдателей ЕС и США, на что возлагались большие надежды, по сути, едва сдвинули его с мертвой точки. Но он снова затормозил, едва начавшись: Приднестровье отказывается возвращаться за стол переговоров, если не будет отменен новый таможенный режим. Хотя всем прекрасно ясно, что этот режим никому палки в колеса не вставляет. Кому, на ваш взгляд, выгодна стагнация в переговорах и почему?

- Все-таки, надо признать, что привлечение США и ЕС в качестве наблюдателей внесло позитивный баланс в механизм переговоров. Но они устали только наблюдать и активно включились в поиск формулы воссоединения нашей страны. В частности, они приветствовали законный таможенный режим, введенный Украиной и Молдовой для легитимизации приднестровского бизнеса. ЕС подписал с Молдовой совместный план действий в рамках соседства на три года, тем самым предоставив шанс на вступление в ЕС в будущем, и проводит беспрецедентную операцию по мониторингу молдо-украинской границы.

Что же касается мартовских нововведений на границе, то большинство предприятий из Приднестровья, которые работают на экспорт, уже зарегистрировались в Кишиневе (в том числе ММЗ), и попытка приднестровских властей использовать новый таможенный режим в политических целях провалилась.

Власти Молдовы проявили добрую волю и согласились на переговоры с представителями приднестровского режима под эгидой ОБСЕ и посредников. Но ОБСЕ является консенсусной организацией: в этом правовом контексте отсутствует механизм принуждения сторон как по срокам проведения переговоров, так и по внедрению возможных достигнутых соглашений. Все зависит от доброй воли сторон и посредников. Позиция Тирасполя была озвучена тамошними лидерами. Они всячески затягивают переговоры в новом формате в ожидании результатов переговоров под эгидой ООН по статусу Косова. Они надеются, что если Косово получит независимость, то и Приднестровье сможет воспользоваться этим прецедентом.

Но у каждого конфликта есть своя специфика. Право на самоопределение, согласно ООН, имеют только народы. В Приднестровском же регионе живет часть молдавского народа, и это отражено даже в названии самопровозглашенной ПМР. А для Европы и для мира два маленьких молдавских государства — это слишком много, просто неприемлемо.

- Как вы оцениваете позицию России в урегулировании приднестровской проблемы?

- Все мы нуждаемся в демократической и процветающей России, которая бы помогала бывшим странам СССР поднимать экономику и интегрироваться в мировое пространство.

В базовом политическом договоре между нашими странами указано, что Россия однозначно признает территориальную целостность Молдовы в границах 1 января 1991 года. Однако, к сожалению, уже больше года Молдова подвергается сильнейшему экономическому и политическому давлению со стороны официальной России. Что ж, получается, кто сильнее, тот и прав? Можно только сожалеть о том, что дружественные страны, у которых непростая история двусторонних отношений, но которые после распада СССР, казалось, начали понимать необходимость сотрудничества и диалога, сегодня оказались заложниками сепаратизма. В результате между Молдовой и Россией скопилось много проблем, которые требуют скорейшего решения. Сегодня это, во-первых, приднестровский конфликт, присутствие российских войск на нашей территории и проблемы молдавского экспорта в Россию.

Надо вспомнить, что Постановление Парламента Республики Молдова от 10.06.2005 г. предусматривает вывод российских войск и вооружений из страны, аннулирование молдавско-российского Соглашения от 21 июля 1992 года, поэтапное сокращение воинского контингента и полный его вывод с территории Республики Молдова до 31 декабря 2006 года. Этот документ предусматривает также трансформацию нынешней миротворческой операции в международный механизм военных и гражданских наблюдателей, действующий под мандатом ОБСЕ. Времени до конца года осталось немного, возникает много вопрос по реализации этих законных положений.

Считаю, что было бы логично создать комиссию из президентов наших двух стран, по аналогу с комиссиями Ющенко-Путин и Ющенко-Бэсеску. Лидеры могли бы пунктуально обсудить весь спектр молдо-российских проблем. А если дипломатические усилия президентов, правительств и парламентов Молдовы и России не увенчаются успехом, у Молдовы, на мой взгляд, останется только один шанс сохранить свой суверенитет и территориальную целостность, воспользовавшись теми мирными средствами, которые предоставляет международное право. Это обращение в Совет Безопасности ООН и Международный суд ООН в Гааге, который является высшей судебной инстанцией для рассмотрения юридических споров между государствами.

Подала ведь Румыния документы в Международный суд в Гааге относительно демаркации границ с Украиной и статуса острова Змеиный и ничего, обе страны дружат и далее и ждут справедливого вердикта. Тем более что недавно спикер Верховного Совета непризнанной ПМР Шевчук предложил подключить к приднестровскому урегулированию ООН. Это предложение не новое, в Кишиневе об этом давно говорят.

- Приднестровские власти готовят референдум. Его итоги можно прогнозировать: пропагандистская машина работает так, что за воссоединение с Молдовой выскажется весьма малый процент. Но мировое сообщество, естественно, результатов не признает. И как будет развиваться ситуация дальше?

- Во первых, приднестровский конфликт не является этническим или религиозным, а геополитическим. И на восточном и на западном берегах Днестра проживают в абсолютном большинстве одни и те же этнические группы, которые, опять же в большинстве, являются православными христианами. Конфликтов между простыми людьми нет и не может быть, если только провокаторы не разожгут страсти. Во время прошлогодней переписи населения в Приднестровье живущие в регионе люди задекларировали себя молдаванами, украинцами и русскими в абсолютном большинстве, а приднестровской национальности зафиксировано не было. После переписи и российские официальные лица, и приднестровские признали, что не существует приднестровского народа, а есть лишь другой менталитет, который там сформировался за 16 лет. Но если взять, например, Россию, то сколько там разных народов, религий, обычаев и менталитетов сосуществуют?

Всем ясно, в том числе приднестровским лидерам, что международное сообщество не признает результаты готовящегося референдума, в первую очередь потому, что право на самоопределение, согласно ООН, имеют только народы. К тому же, согласно плану Ющенко, принятого с поправками молдавским парламентом, в Приднестровском регионе должна произойти демократизация и демилитаризация. Сепаратистские лидеры надеются только на одно: что Россия признает итоги этого референдума и независимость Приднестровья в одностороннем порядке. Однако президент Путин уже заявил на встрече с руководителями информагентств стран «восьмерки», что Россия никогда не ставила и не ставит вопрос о включении каких бы то ни было территорий за ее пределами в состав Российского государства.

Не думаю, что Россия пойдет на открытую конфронтацию с международным сообществом, которое однозначно поддерживает территориальную целостность Молдовы, и захочет рисковать своим международным статусом, создав себе проблемы с ООН, ОБСЕ, Советом Европы, ВТО и другими международными организациями и странами. Тем более что Россия сама имеет серьезные проблемы с сепаратизмом, а признав односторонне Приднестровье, она откроет дорогу к признанию со стороны других государств своих сепаратистов. Так что придется найти компромисс.

- Какой компромисс вы имеете в виду? Что вы предлагаете?

- В процессе переговоров по урегулированию приднестровского конфликта Молдова должна установить границы, через которые никогда не перейдет: сохранение суверенитета и территориальной целостности государства. Надо отказаться от промежуточных и неполных документов типа Меморандума от 1997 года, которые не ведут к регламентированию, а только продлевают жизнь конфликта.

В статье 11 закона «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов Приднестровья» предусмотрено, что «разграничение полномочий между центральными органами власти Республики Молдова и органами власти Приднестровья будет осуществлено на основе Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровья и в соответствии с законодательством Республики Молдова». В связи с этим нужно, на мой взгляд, чтобы парламент принял закон о статусе Приднестровского региона в составе РМ, руководствуясь, например, итальянской или испанской моделью европейской политической регионализации. Хорошим примером может быть и гагаузская модель автономии, которая создала конституционный прецедент. Законодатели должны, в первую очередь, создать рабочую группу для разработки законопроекта в составе представителей всех парламентских фракций, партий и гражданского общества обоих берегов Днестра при участии международных экспертов. Главная задача — разграничение полномочий центра и региона, определение круга прав и обязанностей субъектов.

Уверен, что стороны, при проявлении доброй воли, смогут выработать компромиссный вариант, и парламент сможет принять закон в окончательном чтении. Тогда сепаратистские лидеры, да и некоторые наши политические деятели, не смогут говорить что у официального Кишинева нет своего плана урегулирования.

- В Приднестровье уже выросло целое поколение людей, которые никогда не жили в объединенной Молдове, и, по большому счету, не располагают объективной информацией о жизни на правом берегу. Кто и как может их убедить, что черт не так страшен, как его малюют?

- В приднестровском регионе, по данным Министерства реинтеграции, проживают около 260 тысяч граждан Молдовы. Это большинство взрослого населения региона, которое свой выбор уже сделало, приняв молдавское гражданство. Это и есть своеобразное волеизъявление народа жить в единой Молдове.

Большинство приднестровцев имеют представление о ситуации в Молдове, и не только из источников сепаратистской пропаганды. Многие имеют родственников, учатся или работают в правобережной части. Много молодежи приезжает на выходные в Кишинев просто погулять, пройтись по магазинам, барам или дискотекам. Они признают, что наша столица в отношении сервиса очень удобна и вышла на европейский уровень. В Кишиневе больше прессы, телевизионных и радиоканалов на русском языке, чем на государственном, и это поражает простых приднестровцев, которые получают другую информацию из тираспольских СМИ. Вообще, стыдно должно быть тем пропагандистам, кто пугает приднестровцев возобновлением военных действий со стороны Молдовы. Это ложь, в которую они сами не верят. Мир и согласие — это те два слова, которые имеет право на жизнь и в которых мы нуждаемся.

Надо признать, что обеими сторонами совершались ошибки, которые нужно исправлять и не повторять. Надо восстановить нормальное человеческое, телефонное и железнодорожное сообщение, убрать пограничные и таможенные посты между Кишиневом и Тирасполем, аннулировать Зону безопасности, проводить совместные теле- и радиопередачи и многое другое. Сегодня народная дипломатия идет впереди политиков, простые люди давно помирились и занимаются решением насущных проблем.

Записала Юлия Семенова (Юдович)

Оценить статью
(0)