Вчера в Сухуми лидеры сепаратистских республик Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье — Сергей Багапш, Эдуард Кокойты и Игорь Смирнов заявили о создании сообщества «За демократию и права народов». Как отмечается в совместном заявлении, переговоры об определении форм «межгосударственных отношений» «не дают ожидаемых результатов по причине нежелания Грузии и Молдовы учитывать сложившиеся реалии, а также отсутствия оценки со стороны международного сообщества действий Молдовы и Грузии». Так ли это на самом деле? Или причиной стагнации приднестровского, в частности, переговорного процесса является
- Роман, не создается ли у вас впечатления, что переговорный процесс тормозится искусственно? Смотрите, расширение формата, привлечение в качестве наблюдателей ЕС и США, на что возлагались большие надежды, по сути, едва сдвинули его с мертвой точки. Но он снова затормозил, едва начавшись: Приднестровье отказывается возвращаться за стол переговоров, если не будет отменен новый таможенный режим. Хотя всем прекрасно ясно, что этот режим никому палки в колеса не вставляет. Кому, на ваш взгляд, выгодна стагнация в переговорах и почему?
-
Что же касается мартовских нововведений на границе, то большинство предприятий из Приднестровья, которые работают на экспорт, уже зарегистрировались в Кишиневе (в том числе ММЗ), и попытка приднестровских властей использовать новый таможенный режим в политических целях провалилась.
Власти Молдовы проявили добрую волю и согласились на переговоры с представителями приднестровского режима под эгидой ОБСЕ и посредников. Но ОБСЕ является консенсусной организацией: в этом правовом контексте отсутствует механизм принуждения сторон как по срокам проведения переговоров, так и по внедрению возможных достигнутых соглашений. Все зависит от доброй воли сторон и посредников. Позиция Тирасполя была озвучена тамошними лидерами. Они всячески затягивают переговоры в новом формате в ожидании результатов переговоров под эгидой ООН по статусу Косова. Они надеются, что если Косово получит независимость, то и Приднестровье сможет воспользоваться этим прецедентом.
Но у каждого конфликта есть своя специфика. Право на самоопределение, согласно ООН, имеют только народы. В Приднестровском же регионе живет часть молдавского народа, и это отражено даже в названии самопровозглашенной ПМР. А для Европы и для мира два маленьких молдавских государства — это слишком много, просто неприемлемо.
- Как вы оцениваете позицию России в урегулировании приднестровской проблемы?
- Все мы нуждаемся в демократической и процветающей России, которая бы помогала бывшим странам СССР поднимать экономику и интегрироваться в мировое пространство.
В базовом политическом договоре между нашими странами указано, что Россия однозначно признает территориальную целостность Молдовы в границах 1 января 1991 года. Однако, к сожалению, уже больше года Молдова подвергается сильнейшему экономическому и политическому давлению со стороны официальной России. Что ж, получается, кто сильнее, тот и прав? Можно только сожалеть о том, что дружественные страны, у которых непростая история двусторонних отношений, но которые после распада СССР, казалось, начали понимать необходимость сотрудничества и диалога, сегодня оказались заложниками сепаратизма. В результате между Молдовой и Россией скопилось много проблем, которые требуют скорейшего решения. Сегодня это,
Надо вспомнить, что Постановление Парламента Республики Молдова от 10.06.2005 г. предусматривает вывод российских войск и вооружений из страны, аннулирование
Считаю, что было бы логично создать комиссию из президентов наших двух стран, по аналогу с комиссиями
Подала ведь Румыния документы в Международный суд в Гааге относительно демаркации границ с Украиной и статуса острова Змеиный и ничего, обе страны дружат и далее и ждут справедливого вердикта. Тем более что недавно спикер Верховного Совета непризнанной ПМР Шевчук предложил подключить к приднестровскому урегулированию ООН. Это предложение не новое, в Кишиневе об этом давно говорят.
- Приднестровские власти готовят референдум. Его итоги можно прогнозировать: пропагандистская машина работает так, что за воссоединение с Молдовой выскажется весьма малый процент. Но мировое сообщество, естественно, результатов не признает. И как будет развиваться ситуация дальше?
- Во первых, приднестровский конфликт не является этническим или религиозным, а геополитическим. И на восточном и на западном берегах Днестра проживают в абсолютном большинстве одни и те же этнические группы, которые, опять же в большинстве, являются православными христианами. Конфликтов между простыми людьми нет и не может быть, если только провокаторы не разожгут страсти. Во время прошлогодней переписи населения в Приднестровье живущие в регионе люди задекларировали себя молдаванами, украинцами и русскими в абсолютном большинстве, а приднестровской национальности зафиксировано не было. После переписи и российские официальные лица, и приднестровские признали, что не существует приднестровского народа, а есть лишь другой менталитет, который там сформировался за 16 лет. Но если взять, например, Россию, то сколько там разных народов, религий, обычаев и менталитетов сосуществуют?
Всем ясно, в том числе приднестровским лидерам, что международное сообщество не признает результаты готовящегося референдума, в первую очередь потому, что право на самоопределение, согласно ООН, имеют только народы. К тому же, согласно плану Ющенко, принятого с поправками молдавским парламентом, в Приднестровском регионе должна произойти демократизация и демилитаризация. Сепаратистские лидеры надеются только на одно: что Россия признает итоги этого референдума и независимость Приднестровья в одностороннем порядке. Однако президент Путин уже заявил на встрече с руководителями информагентств стран «восьмерки», что Россия никогда не ставила и не ставит вопрос о включении каких бы то ни было территорий за ее пределами в состав Российского государства.
Не думаю, что Россия пойдет на открытую конфронтацию с международным сообществом, которое однозначно поддерживает территориальную целостность Молдовы, и захочет рисковать своим международным статусом, создав себе проблемы с ООН, ОБСЕ, Советом Европы, ВТО и другими международными организациями и странами. Тем более что Россия сама имеет серьезные проблемы с сепаратизмом, а признав односторонне Приднестровье, она откроет дорогу к признанию со стороны других государств своих сепаратистов. Так что придется найти компромисс.
- Какой компромисс вы имеете в виду? Что вы предлагаете?
- В процессе переговоров по урегулированию приднестровского конфликта Молдова должна установить границы, через которые никогда не перейдет: сохранение суверенитета и территориальной целостности государства. Надо отказаться от промежуточных и неполных документов типа Меморандума от 1997 года, которые не ведут к регламентированию, а только продлевают жизнь конфликта.
В статье 11 закона «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов Приднестровья» предусмотрено, что «разграничение полномочий между центральными органами власти Республики Молдова и органами власти Приднестровья будет осуществлено на основе Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровья и в соответствии с законодательством Республики Молдова». В связи с этим нужно, на мой взгляд, чтобы парламент принял закон о статусе Приднестровского региона в составе РМ, руководствуясь, например, итальянской или испанской моделью европейской политической регионализации. Хорошим примером может быть и гагаузская модель автономии, которая создала конституционный прецедент. Законодатели должны, в первую очередь, создать рабочую группу для разработки законопроекта в составе представителей всех парламентских фракций, партий и гражданского общества обоих берегов Днестра при участии международных экспертов. Главная задача — разграничение полномочий центра и региона, определение круга прав и обязанностей субъектов.
Уверен, что стороны, при проявлении доброй воли, смогут выработать компромиссный вариант, и парламент сможет принять закон в окончательном чтении. Тогда сепаратистские лидеры, да и некоторые наши политические деятели, не смогут говорить что у официального Кишинева нет своего плана урегулирования.
- В Приднестровье уже выросло целое поколение людей, которые никогда не жили в объединенной Молдове, и, по большому счету, не располагают объективной информацией о жизни на правом берегу. Кто и как может их убедить, что черт не так страшен, как его малюют?
- В приднестровском регионе, по данным Министерства реинтеграции, проживают около 260 тысяч граждан Молдовы. Это большинство взрослого населения региона, которое свой выбор уже сделало, приняв молдавское гражданство. Это и есть своеобразное волеизъявление народа жить в единой Молдове.
Большинство приднестровцев имеют представление о ситуации в Молдове, и не только из источников сепаратистской пропаганды. Многие имеют родственников, учатся или работают в правобережной части. Много молодежи приезжает на выходные в Кишинев просто погулять, пройтись по магазинам, барам или дискотекам. Они признают, что наша столица в отношении сервиса очень удобна и вышла на европейский уровень. В Кишиневе больше прессы, телевизионных и радиоканалов на русском языке, чем на государственном, и это поражает простых приднестровцев, которые получают другую информацию из тираспольских СМИ. Вообще, стыдно должно быть тем пропагандистам, кто пугает приднестровцев возобновлением военных действий со стороны Молдовы. Это ложь, в которую они сами не верят. Мир и согласие — это те два слова, которые имеет право на жизнь и в которых мы нуждаемся.
Надо признать, что обеими сторонами совершались ошибки, которые нужно исправлять и не повторять. Надо восстановить нормальное человеческое, телефонное и железнодорожное сообщение, убрать пограничные и таможенные посты между Кишиневом и Тирасполем, аннулировать Зону безопасности, проводить совместные теле- и радиопередачи и многое другое. Сегодня народная дипломатия идет впереди политиков, простые люди давно помирились и занимаются решением насущных проблем.
Записала Юлия Семенова (Юдович)