Президент РФ подписал поправки к закону, наделяющие Центробанк России правом определения графического символа национальной валюты — рубля. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования о том, как воспринимают наши сограждане различные варианты графического символа рубля.
В общем логотип валюты воспринимается как важный государственный атрибут и даже ставится в один ряд с гербом и гимном. Но большинство опрошенных не видят во введении графического символа национальной валюты непосредственной материальной отдачи лично для себя и считают поэтому его неактуальной. В целом респонденты оказались пессимистически настроены относительно последствий введения логотипа. С их точки зрения, прежде всего необходима сильная экономика, а
Интересно также, что введение графического символа рубля россияне рассматривают скорее как шаг, направленный вовне, на повышение авторитета российской валюты в глазах иностранцев. Как результат, людям больше импонируют «международные», т.е. латинизированные варианты графического символа. Единодушие также было достигнуто респондентами относительно двух свойств, необходимых ему: простота написания, т.е. воспроизводимость, и запоминаемость. Наличие дополнительных смыслов не воспринималось как необходимое свойство, а у некоторых респондентов вызывало явное отторжение: «Напихают разных значений… Чего превращать эмблему в головоломку?».
В связи с введением символики рубля был высказан также ряд опасений. Наиболее сильное беспокойство респондентов вызвала боязнь насмешек над логотипом: «Если мы будем так просто надувать щеки, над нами весь мир посмеется, да и все», «Будут издеваться, подрисовывать
Второй по популярности вариант привлекает тем же, чем и первый: простота, похожесть на обозначения других валют, понятность не только для русских, но и для всех иностранцев. Понравился также синтез латиницы и кириллицы в эмблеме: «Вот там, где две линии проведены, легко рисовать триколор». Некоторые реакции все же были негативными: «Это же дорожный знак, паркинг», «А как писать вот эту жирную эр?».
Третий знак стал аутсайдером прежде всего по причинам сложности написания: «Вы представьте, что вам это ручками придется рисовать. Это что, только для левшей, может быть?».
Респонденты единодушно решили, что это буква «ять»: «Это ж надо будет выкупать у „Коммерсанта“, он же наверное зарегистрирован», «Ну и кто нас узнает по этой букве? На Украине да в Сербии?», «Что мы все смотрим в прошлое,
Положительные эмоции этот вариант логотипа вызывал своей простотой и понятностью: «Это легко написать, и все будут знать, что вот это наша русская буква эр, значит наш рубль». С другой стороны, эстетические оценки логотипа довольно низки: «Это все скажут: рубль стоит на коленях»,
Положительной чертой данного варианта стала его сентиментальность и некоторая оригинальность: «Он мне нравится, это такой славянский цветочек, беззащитный», «не надо нам копировать чужие всякие черточки, свое разрабатывать…» Неприятие в основном связано со схожими впечатлениями: «Очень трогательно, но для валюты не подходит», «это такой чугунный цветочек на оградке для могилки».
Четыре