Графический символ для русского рубля

Графический символ для русского рубля

Графический символ для русского рубля

Президент РФ подписал поправки к закону, наделяющие Центробанк России правом определения графического символа национальной валюты — рубля. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования о том, как воспринимают наши сограждане различные варианты графического символа рубля.

В общем логотип валюты воспринимается как важный государственный атрибут и даже ставится в один ряд с гербом и гимном. Но большинство опрошенных не видят во введении графического символа национальной валюты непосредственной материальной отдачи лично для себя и считают поэтому его неактуальной. В целом респонденты оказались пессимистически настроены относительно последствий введения логотипа. С их точки зрения, прежде всего необходима сильная экономика, а «пиар-обертка» может подождать. Тем не менее, по мнению многих опрошенных, «Надо же с чего-то начинать. Сейчас укрепляется рубль, так самое время», «Это первый шаг, задел на будущее».

Интересно также, что введение графического символа рубля россияне рассматривают скорее как шаг, направленный вовне, на повышение авторитета российской валюты в глазах иностранцев. Как результат, людям больше импонируют «международные», т.е. латинизированные варианты графического символа. Единодушие также было достигнуто респондентами относительно двух свойств, необходимых ему: простота написания, т.е. воспроизводимость, и запоминаемость. Наличие дополнительных смыслов не воспринималось как необходимое свойство, а у некоторых респондентов вызывало явное отторжение: «Напихают разных значений… Чего превращать эмблему в головоломку?».

В связи с введением символики рубля был высказан также ряд опасений. Наиболее сильное беспокойство респондентов вызвала боязнь насмешек над логотипом: «Если мы будем так просто надувать щеки, над нами весь мир посмеется, да и все», «Будут издеваться, подрисовывать чего-нибудь на митингах оппозиции». Это беспокойство в немалой степени вызвано сходством некоторых вариантов логотипа с дорожными знаками: «Это вот — проезд под мостом, это — стоянка запрещена». Второй мотив, прозвучавший слабее, состоял в возможностях финансовых махинаций со стороны чиновников: «Главный вопрос — будут эти знаки писать на ценах в магазинах? Если будут, то с предпринимателей опять сдерут денежки».

 Однозначным лидером в восприятии опрошенных стал вариант символики, разработанный известным российским специалистом по графическому дизайну Тимуром Сафаевым. Он нравится респондентам простотой написания и тем, что вызывает четкие ассоциации с другими валютами: «У доллара и евро есть же такие палочки, значит это что-то значит, так положено». Латиница считается предпочтительной для создания внешнеполитического имиджа: «Во всем мире будут легко читать, что это рубль, Россия…»

 Второй по популярности вариант привлекает тем же, чем и первый: простота, похожесть на обозначения других валют, понятность не только для русских, но и для всех иностранцев. Понравился также синтез латиницы и кириллицы в эмблеме: «Вот там, где две линии проведены, легко рисовать триколор». Некоторые реакции все же были негативными: «Это же дорожный знак, паркинг», «А как писать вот эту жирную эр?».

 Третий знак стал аутсайдером прежде всего по причинам сложности написания: «Вы представьте, что вам это ручками придется рисовать. Это что, только для левшей, может быть?». Кто-то распознал в нем двуглавого орла. Остальные усматривали скорее зловещие и чужеродные символы: «Каббалистика какая-то», «Это в Quake-2 был герб пришельцев — завоевателей», «Пойдите на Черкизовский рынок, там таких иероглифов полно», «Это фашистская какая-то эмблема, СС».

 Респонденты единодушно решили, что это буква «ять»: «Это ж надо будет выкупать у „Коммерсанта“, он же наверное зарегистрирован», «Ну и кто нас узнает по этой букве? На Украине да в Сербии?», «Что мы все смотрим в прошлое, какая-то славянская архаика…».

 Положительные эмоции этот вариант логотипа вызывал своей простотой и понятностью: «Это легко написать, и все будут знать, что вот это наша русская буква эр, значит наш рубль». С другой стороны, эстетические оценки логотипа довольно низки: «Это все скажут: рубль стоит на коленях», «Какой-то неуклюжий он, того и гляди упадет».

 Положительной чертой данного варианта стала его сентиментальность и некоторая оригинальность: «Он мне нравится, это такой славянский цветочек, беззащитный», «не надо нам копировать чужие всякие черточки, свое разрабатывать…» Неприятие в основном связано со схожими впечатлениями: «Очень трогательно, но для валюты не подходит», «это такой чугунный цветочек на оградке для могилки».

Четыре фокус-группы по восемь человек, смешанные по полу (в равных долях мужчины и женщины) и возрасту (от 18 до 65 лет), проведены ВЦИОМ в Москве 6 июня 2006 г.

Оценить статью
(0)