Настоящее и будущее России

Настоящее и будущее России

Настоящее и будущее России

Все прошлые послания президента России к Федеральному собранию забывались обществом через неделю. А нынешнее — по-прежнему обсуждается. Потому что В. В. Путин сказал о том, что трогает всех. Хотя это и в некотором роде странно.
Думать о всеобщей рождаемости — значит, беспокоиться об очень отдаленном будущем страны. Но люди-то обеспокоены сегодняшним выживанием, а уж про страну и демографию пусть у потомков голова болит, мы свое родили и кормим-поим, как можем. Казалось бы, так… Ан нет, тревожимся! Наверно, это проявляются в нас родовой инстинкт и родовое сознание.
В 2005 году в Москве родилось 92 тысячи человек. Умерло — 128 тысяч. Убыль — 36 тысяч. Она с лихвой восполнилась приезжими — 54 тысячи.
Такая у нас столичная фотография одного года. Фотография демографии. Но не будем спешить с выводами и проклинать сегодняшнюю жизнь: мол, довели… В Москве так было всегда! Два ребенка в семье молодых коренных москвичей — это уже исключение. А росла столица все советские годы за счет огромного притока так называемой лимиты — молодых людей, работающих на тяжелых производствах и за это получающих после пяти лет постоянную московскую прописку. Все гигантские заводы и стройкомплекс Москвы имели право приглашать иногородних. Например, в годы подготовки к Олимпиаде-80 Главмосстрою дали лимит на 600000 человек! Вот приезжие, создав семью, и рожали двое и больше детей, по генетической памяти провинциальных отцов и дедов. Я это к тому, чтобы, возбудившись последними инициативами президента, мы не забывали о том, что было и как обстояло дело в недавние прошлые времена. Надо помнить, что на наших глазах деревенская Россия превратилась в городскую. Соотношение перевернулось зеркально! В 1985 году 73 процента населения России было уже городским.
А теперь обратите внимание! За прошедшие 20 лет это соотношение не изменилось. Как было 73 процента городского в 1985 году, так и осталось доныне. То есть, процесс миграции деревни в город закончился еще тогда!
Это значит, что сейчас в городах живут взрослые внуки сельских мигрантов шестидесятых-семидесятых годов. С пеленок впитавшие и принявшие городские стандарты жизни. И они не желают рожать, как их деды-бабушки, по три-четыре ребенка. И даже по два — как их отцы-матери. Один ребенок — и то хорошо. Сейчас 48 процентов семей — бездетные.
Руководитель Центра изучения народонаселения Валерий Елизаров считает: «Средняя семья со средними доходами все равно больше чем одного ребенка не прокормит». И потому возникает вопрос: будут ли рожать за деньги, обещанные президентом? За полторы тысячи рублей на первого и три тысячи в месяц на второго.
"Последние инициативы президента носят конструктивный характер, — говорит директор Центра демографических исследований Игорь Белобородов. -Однако их конструктивность состоит исключительно в социальной сфере. Повышать пособия надо уже потому, что государство обязано заботиться о своих небогатых гражданах. Проблема низкой рождаемости лежит в другой плоскости, тесно связанной с системой духовно-нравственных координат и социальных ценностей, и никакое экономическое стимулирование не способно исправить «плохую рождаемость».
Да и новые пособия — это очень мало по сравнению с истинными затратами на ребенка. Только на пособия никого не вырастишь. Бедняки — многодетны. А чем богаче люди — тем меньше у них детей. Общий, мировой закон. Кто хочет — родит и так. А 250 тысяч рублей (когда это еще будет и будет ли?) на счету за рождение второго ребенка — пригодятся. В будущем! Так думают люди, которые все равно бы родили, которые и так могут обеспечить своего второго ребенка, люди, которые уверены в будущем, у которых оно есть, будущее.
А люмпены в будущее не заглядывают. Люмпены живут одним днем. Им эти 250 тысяч на счету — журавль в небе. Ведь их на руки не дадут. А вот ежемесячные пособия — другое дело.
Никто открыто, без намеков и экивоков не сказал, что денежная помощь, обещанная президентом, может стимулировать именно люмпенские слои населения. Они и повысят с энтузиазмом общую рождаемость.
Полторы тысячи рублей за первого ребенка — это гарантированные тридцать бутылок дешевой водки. А три тысячи за второго — это гарантированная дешевая еда-закуска на всех. Каждый месяц, вплоть до совершеннолетия детей. А дети будут расти заброшенными, как сорняки. Через десять лет мы можем получить дополнительные сотни тысяч мальчишек и девчонок, выросших в диких условиях и нравах алкогольных семей.
Увы, с этим ничего не поделаешь. Рожать не запретишь. И ежемесячные пособия нельзя отменить.
А вообще, кто сказал, и почему мы решили, что у нас катастрофическая рождаемость?! 130 детей на 100 женщин — это даже выше, чем в среднем по Европе. Отчего ж такая паника?
Увы, есть причины.
В 2003 году в России умерло 2 миллиона 160 тысяч 500 человек. Самая распространенная причина смерти — болезни системы кровообращения (56,1% от общего числа). То есть живем трудно, плохо лечимся, чаще всего вообще не лечимся. А когда обращаемся к медикам, то уже поздно. Да и медицина такая, что не очень помогает. С этим все понятно. Но вторая часть статистики — совсем другое дело. Это смерти не от старости и не от болезней. От несчастных случаев, отравлений и травм в 2003 году погибли 300 тысяч человек. Среди них 48 тысяч самоубийц. 84 тысячи убитых. 37 тысяч отравились алкоголем. 39 тысяч погибли в транспортных происшествиях.
Иначе говоря, убыль населения происходит из-за невероятно высокой смертности. Умирают в полтора раза чаще, чем рождаются. Ежегодный темп убывания 700–800 тысяч. Средний возраст мужчин — 59 лет, женщин — 72 года. Потери здоровых мужчин сопоставимы с потерями СССР в Великой Отечественной войне.
Это — из материалов конференции «Настоящее и будущее народонаселения в России». Причины вымирания нации — если говорить резко, без обиняков — назывались там разные. На той же конференции прозвучало: «Ослабление социального потенциала России сравнимо с процессом истощения природы под воздействием человека…» Интересно, а кто же и что же на нас так воздействует?
Боюсь, что наша действительность. Из чего следует, что разговоры о «повышении рождаемости» есть профанация и кампанейщина. Другое дело, что они дают еще один повод задуматься о главном — об основах самой жизни в нашем Отечестве.

Сергей Баймухаметов

Оценить статью
(0)