Большая восьмерка и маленькая шестерка

Большая восьмерка и маленькая шестерка

Большая восьмерка и маленькая шестерка

В эти дни Минск и другие города Республики Беларусь меньше всего напоминают населенные пункты государства-изгоя. На берегах Свислочи вавилонское столпотворение дипломатов и зарубежных политиков. Сплошные сессии, саммиты, многосторонние и двухсторонние встречи. Не успела закончиться очередная «судьбоносная» сессия парламента Союза России и Белоруссии в Полоцке, как началось заседание секретарей Советов безопасности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (Россия, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия). Оно, в свою очередь, стало прологом встречи лидеров стран «шестерки» в пятницу. Идет заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества.

А тем временем, в 65-ю годовщину начала Великой Отечественной войны в западных областях страны полным ходом разворачиваются учения «Щит Союза — 2006». Посещение виртуального поля боя также входит в повестку дня участников заседания ОДКБ. Министр обороны РФ Сергей Иванов пролетел через воздушное пространство Республики Беларусь на самолете дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50 ВВС РФ.

Несмотря на то, что все выглядит зеркальным отражением недавней неудачной попытки провести на территории Украины международные учения «Си-Бриз-2006» с участием американских военных, никаких массовых демонстраций анти-ОДКБ и блокирования военного аэропорта «Мачулищи» разъяренными сторонниками белорусского суверенитета не наблюдалось. Хотя издалека могло показаться, что так оно и будет. Ведь совсем недавно один из лидеров оппозиции экс-кандидат в президенты Александр Милинкевич заявил в интервью брюссельскому изданию EUobserver, что в случае «дальнейшего углубления интеграции», т.е. конституционного референдума, Белоруссии грозит ренессанс партизанского движения. А спустя пару дней — никакой реакции на вторжение иностранной военной авиации в воздушное пространство Синеокой.

Разница между американским судном в Феодосии и российским самолетом в Мачулищах огромна. Демократический ритуал одобрения Верховной Радой и решение украинского руководства «затихарить» американских военных лишь укрепило тамошних противников североатлантической интеграции в мысли о серьезных геополитических последствиях планируемых учений, тогда как белорусы, включая потенциальных антисоюзных «партизан», видят во встрече ОДКБ и «Щите Союза-2006» то, чем они, собственно, и являются — сублимацию нереализуемых имперских желаний российского руководства и газовых влечений белорусского. И тем, и другим игра мускулами и громкая демонстрация единства в военной сфере позволяют немного замаскировать разногласия в экономической и политической областях. Ко всему прибавляются проблемы, которые испытывают обе страны в отношениях с Западом. И если Россию по статусу больше заботит высокая дипломатия (грядущий саммит G8), то для Лукашенко важно просто иметь окошко в мир хотя бы в одном направлении.

Потому неудивительно, что во всех областях деятельности вышеперечисленных институтов и организаций Белоруссия является главным массовиком-затейником. «Серьезные» учения на полигонах дополняются игривой реконструкцией боев первых дней войны для патриотичных туристов на т.н. Линии Сталина — бутафорском укрепрайоне, который недавно пополнил перечень многочисленных военных мемориалов многострадальной республики. Именно официальный Минск форсирует создание таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, именно Лукашенко требует принятия проекта концепции его международной деятельности, именно белорусы предлагают составить программу совместных действий правоохранительных органов и спецслужб стран ОДКБ по борьбе с терроризмом и наркотрафиком.

Вполне возможно, что белорусы воспользуются встречей ЕврАзЭС, чтобы обнаружить некоторые общие интересы «малых евразиатов» по отношению к России и тем самым ослабить тиски «Газпрома». Однако очевидно, что неуемная внешнеполитическая активность Лукашенко мотивируется также «участившимися в последнее время со стороны США и некоторых стран Евросоюза резкими высказываниями в адрес политического руководства Беларуси и ее Президента А. Г. Лукашенко, а также политическими решениями, ограничивающими возможности руководства Беларуси во внешнеполитической деятельности» (из резолюции Парламентского собрания союза России и Белоруссии).

Поэтому понятно, что адекватного восторга и желания претворять в жизнь инициативы Минска у зарубежных гостей пока не наблюдается. Открыто записываться в сторонники «батьки» опрометчиво хотя бы потому, что США обещают поднять пресловутый белорусский вопрос в Санкт-Петербурге.

Об осторожности евразийских лидеров красноречивей всего свидетельствует обтекаемая лексика, с помощью которой участники встреч описывают результаты сессий и саммитов: «Организация вышла на очень ответственный этап», «дана всесторонняя оценка ситуации», «возникло четкое определение приоритетов деятельности»…

В лучшем случае, такими выражениями срок принятия революционных решений тактично отодвигается в «прекрасное далеко». «Проект Конституционного акта Союзного государства будет представлен на рассмотрение Высшего Госсовета до конца текущего года», — проинформировал участников 30-й сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России председатель Парламента Союза Борис Грызлов. Подобное он говорил приблизительно год назад.

Минск, конечно же, не особенно рассчитывает на быстрый союз. Иначе бы в канун „Щита Союза-2006" не устанавливал на пунктах пропусков белорусско-российской границы другой „щит" — временные посты в составе сотрудников таможни и департамента охраны МВД. Пока их ввели для борьбы с контрабандой из третьих стран. Иначе бы концерн „Белнефтехим" не предлагал повысить тарифы на транзит российской нефти в 1,5 раза.

В конце концов, столь огромные инвестиции в образ Лукашенко как великого международного деятеля с расчетом на краткосрочный эффект могут стоить ему очень дорого.

Впереди решающий этап переговоров с Газпромом, когда во время торга из позы независимого государя Белтрансгазии придется то и дело становиться в позу верноподданного князька, и обратно. Обладая таким имиджем — великого интегратора Европы и Азии, — совершать все более сложные камасутры с массовым сознанием будет непросто. Обыватель может не понять.

Олег Новиков, колумнист газеты «Наша Нiва».

Оценить статью
(0)