Так быть ли референдуму в Карабахе?

Так быть ли референдуму в Карабахе?

Так быть ли референдуму в Карабахе?

Откровения американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза о принципах урегулирования карабахского конфликта вызвали лавинообразный поток комментариев официальных лиц в Баку и Ереване. Первым отреагировал МИД Азербайджана, который устами Таира Тагизаде подчеркнул, что указанные М.Брайза принципы урегулирования конфликта в принципе устраивают азербайджанскую сторону.
Первичная позиция официального Еревана была более резкой. В частности, пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян заявил: «Озвученные новым американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза пункты соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта являются лишь некоторыми элементами предложенного сторонам документа, которые, естественно, не отображают всей сути проекта соглашения, что привело к появлению неуместных комментариев».
Почему-то
в заявлении В.Согомоняна были и непонятные угрожающие нотки. В частности, он сказал: «Так или иначе, если в будущем в СМИ вновь появятся подобные откровения, то армянская сторона опубликует все документы, обсуждавшиеся на переговорах в течение последних 7–8 лет, в частности, проект соглашения по принципу „общего государства“ (документ, обсуждавшийся в Ки Уэсте) и проект, обсуждавшийся недавно в Бухаресте. Уверен, уже тогда все станет абсолютно ясно. Кстати, все три проекта были отвергнуты именно азербайджанской стороной».
И хотя в словах пресс-секретаря Роберта Кочаряна есть угроза, непонятно, против кого она направлена и какие сообщения СМИ он подразумевает. Смеем предположить, что В.Согомонян как чиновник средней руки наверняка не особо информирован о ходе переговоров по мирному урегулированию конфликта, поэтому больший интерес представляет несколько двусмысленное заявление МИД Армении. В нем отмечается, что сопредседатели лишь частично раскрыли принципы урегулирования нагорно-карабахской проблемы. В частности, остались за рамками вопросы связывающего Карабах и Армению коридора и промежуточный статус Карабаха до референдума.
Можно предположить, что данная часть заявления сделана исключительно для «своей», то есть армянской, публики. Ведь Мэтью Брайза четко заявил о том, что планируются вывод армянских вооруженных формирований из зоны конфликта и размещение в регионе международных миротворческих сил. Это означает, что именно они будут обеспечивать безопасность передвижения транспортных средств, процесс возвращения беженцев и т.д.
Можно предположить, что до проведения референдума административная территория бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), а никак не всего Карабаха, будет находиться в международном управлении. Этот метод часто используется при урегулировании территориальных конфликтов. А это означает, что у Нагорного Карабаха будет временный статус территории, находящейся под международным управлением.
Что же касается коридора, который связал бы Нагорный Карабах с Арменией в постконфликтный период, то есть после определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, то важность этого вопроса вовсе отпадает: ведь после урегулирования конфликта отношения между Арменией и Азербайджаном нормализуются, возникнет транспортное сообщение, наладится работа других коммуникаций. По всей видимости, поднимая вопрос временного статуса Нагорного Карабаха и коридора, связывающего так называемую «НКР» с Арменией, официальный Ереван «играет» для своих граждан.
Далее МИД Армении заявляет: «Сопредседатели впервые констатировали, что статус Нагорного Карабаха должен быть решен народом Нагорного Карабаха путем референдума». И здесь все вроде бы верно, за исключением одного момента, о котором МИД Армении забыл упомянуть: в определение «народ Нагорного Карабаха» также входят азербайджанцы, которые были насильно изгнаны оттуда. То есть в референдуме по статусу Карабаха также будут участвовать и азербайджанцы. В этом и вся суть плебисцита: две общины будут определять, как они хотят жить дальше.
Между тем внешнеполитическое ведомство Армении в данном заявлении раскрыло хоть и небольшую, на первый взгляд, но очень важную деталь процесса мирного урегулирования. Так, в заявлении отмечается, что вопрос проведения референдума уже согласован между президентами двух стран.
МИД Армении подчеркивает, что разногласия касаются поэтапной ликвидации последствий военного конфликта. «После встречи в Рамбуйе Армения уже в Бухаресте согласилась на предложения, находящиеся на переговорном столе. Азербайджан, в свою очередь, отклонил эти предложения», — говорится в заявлении. Иными словами, речь опять идет об общеизвестном пакетном и поэтапном урегулировании конфликта.
На самом деле, похоже, что МИД Армении немного лукавит. Из принципов, изложенных Мэтью Брайза, четко видно, что предполагается урегулирование конфликта в два этапа. Первый, назовем его краткосрочным, предусматривает вывод армянских вооруженных сил из зоны конфликта, размещение в регионе международных миротворческих сил и нормализацию дипломатических и экономических отношений между Арменией и Азербайджаном. Второй этап, более долгосрочный, предусматривает оказание региону Нагорного Карабаха международного экономического содействия и проведение референдума по статусу НК.
Все достаточно четко изложено, и, по всей видимости, сейчас, поднимая вопрос о разногласиях в ликвидации последствий военного конфликта, армянская сторона пытается отсрочить вывод своих вооруженных формирований из зоны конфликта. Данный вопрос принципиален и для Азербайджана: демилитаризация Нагорного Карабаха — залог всего процесса мирного урегулирования в целом и возвращения беженцев, в частности.
Остальная часть заявления — это уже набившие оскомину слова. «Армения считает, что предложенные сопредседателями Минской группы ОБСЕ принципы по большому счету являются серьезной основой для продолжения переговоров, и мы готовы вести на этой основе переговоры с Азербайджаном». Однако и здесь проскальзывает угроза. В частности, в заявлении говорится: «Армения считает, что переменчивость Азербайджана по отношению к этим элементам является серьезным препятствием для прогресса в переговорах. В случае продолжения подобной политики Армения будет настаивать на прямых переговорах между Азербайджаном и Карабахом».
Напомним, что Армения периодически говорит о том, что необходимо оставить Азербайджан один на один с так называемой «НКР». Это является не чем иным, как угрозой сорвать переговоры. В Ереване понимают, что официальный Баку не сядет за стол с сепаратистами. Фактически выход официального Еревана из переговорного процесса будет означать изменение всего формата диалога и подтолкнет стороны больше к войне, нежели к миру. Но это просто угроза, вряд ли Армения рискнет выйти из переговоров и тем самым настроить против себя некоторые страны, например, США, заинтересованные в скорейшем урегулировании конфликта.
В конце заявления отмечается: «И, наконец, вновь хотим напомнить Азербайджану, что он, независимо от размеров военного бюджета, никогда не сможет заставить народ Нагорного Карабаха отказаться от своего права на свободу и самоопределение». Стандартная формулировка, однако она демонстрирует обеспокоенность Армении увеличением военного бюджета Азербайджана.
Как видно, в заявлении МИД Армении в принципе нет самого главного — позиции официального Еревана по проекту статуса Карабаха. Тогда как, азербайджанская сторона уже изложила общие контуры своего видения данного вопроса. Однако мы всего лишь комментировали заявление МИД Армении, а ниже предлагаем официальную реакцию на это азербайджанского внешнеполитического ведомства.
В заявлении, полученном АПА в пресс-центре МИД, говорится, что заявление МИД Армении от 26 июня 2006 года является еще одним свидетельством, к сожалению, продолжающей сохраняться неконструктивной позиции армянской стороны в процессе урегулирования конфликта.
«Сопредседатели Минской Группы ОБСЕ и, в частности, сопредседатель от США Мэтью Брайза, указали лишь общие контуры находящихся в стадии обсуждения отдельных принципов поэтапного мирного урегулирования, которые нельзя вырывать из общего контекста предлагаемого документа. Это создает предпосылки для непонимания или смешения понятий, а также для спекуляций, подобных отраженным в заявлении МИД Армении.
Определение статуса невозможно в условиях продолжающейся оккупации и этнической чистки и, соответственно, предполагает освобождение оккупированных территорий Азербайджана и демилитаризацию всей зоны конфликта, что, при надлежащих международных гарантиях безопасности, создаст условия для возвращения в места постоянного проживания насильственно перемещенного азербайджанского населения. Это признает и руководство Армении.
Азербайджанская сторона еще раз подтверждает свою позицию о готовности предоставить самый высокий статус автономии Нагорному Карабаху в рамках международно-признанной территориальной целостности Азербайджанской Республики и на основе действующей Конституции Азербайджана, но только после восстановления этнического состава Карабаха, существовавшего на момент начала конфликта.
Позиция Азербайджана в рамках переговоров продолжает оставаться конструктивной и отвечать интересам не только нашего многонационального государства, но и международного сообщества в целом. Любые попытки добиться изменения этой позиции путем шантажа и угроз, используя тактику превращения оккупированных территорий нашей страны в заложника и элемент торга, обречены на провал. Территориальная целостность Азербайджана не является и не может являться предметом переговоров. В то же время Министерство подтверждает приверженность азербайджанской стороны продолжению переговоров для достижения долгосрочного и справедливого мира в регионе. Вся вина и ответственность в случае срыва переговорного процесса ляжет на армянскую сторону», — говорится в заявлении.

М.Гусейнов

Оценить статью
(0)