Back in USSR?

Back in USSR?

Двенадцать российских регионов, которые определены федеральным центром как пилотные, в рамках реализации программы добровольного переселения бывших соотечественников начинают рапортовать о своих успехах на этом поприще.
Если судить по сообщениям в российских СМИ, то все они уже почти готовы принять на своих территориях некогда «позабытых сограждан». Например, Приморский и Хабаровский края и Амурская область смогут в ближайшее время принять около 40 тысяч переселенцев из стран СНГ.
ИА REGNUM сообщает, что в липецкой областной администрации уже разработан пакет документов, предусматривающий создание условий для переезда соотечественников. В рамках программы в области будет создано около 13 тысяч рабочих мест.
По словам губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, здесь уже наработан некоторый опыт. Так, в Жарковском районе, где расширяется деревообрабатывающий комбинат, на работу пригласили русскоязычных граждан из Таджикистана, создали необходимые условия для их переобучения и повышения квалификации. И… обеспечили жильем — деревообрабатывающий комбинат выделяет для приезжающих работников участки под коттеджную застройку в рамках ипотечной программы.
Интересно, что какие-то движения в этом русле сегодня делают не только двенадцать регионов, определенных программой: Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области. О намерении включиться в «прожект века» заявляют власти Московской и Ленинградской областей, Камчатки, Краснодарского края.
В общем, после президентской отмашки в виде Указа от 22 июня российские регионы начинают соревноваться в «гостеприимстве». Обещая работу, жилье и прочие блага всем тем, кто кинется на путинский клич.
Так что же на самом деле Кремль предлагает бывшим соотечественникам? Россия, начиная с малого, гарантирует иностранцам консультации по правилам переселения. Если кто-то примет решение, что надо ехать, то ему будет предоставлена компенсация затрат на комфортабельный переезд. По прибытию к новому месту жительства вновь обретенный соотечественник должен получить единовременное бюджетное пособие на обустройство (подъемные). Кроме того, программой предусматривается выплата всем работоспособным переселенцам полугодового пособия по безработице и бессрочный соцпакет. Переселенцы могут рассчитывать на получение единовременного пособия и так называемого соцпакета, который частично или полностью покроет расходы на детский сад, школу, техникум, лечение, поиск работы.
Ну и самый главный козырь программы — жилье, причем при выдаче ипотечных кредитов государство может взять на себя софинансирование первоначального взноса.
Во всяком случае Минфин РФ уже зарезервировал порядка 17 млрд. рублей, которые планируется осваивать в соответствии с графиком — 4,6 млрд. в 2007 году, 5,7 заложено на 2008-й, и 6,5 — на 2009 год.
Правда, размеры всех компенсационных и социальных выплат еще не определены.
Кто может стать участником программы? В бывших советских республиках под основными фигурантами масштабного российского миграционного проекта подразумевают, главным образом, граждан русской национальности или, в крайнем случае, прочих славян. Но это не так.
Как нам пояснили в посольстве РФ в Астане, программа гораздо объемней. По закону «О госполитике РФ в отношении соотечественников за рубежом» таковыми считаются не только граждане России, постоянно проживающие за границей, но и бывшие граждане СССР и получившие гражданство стран, входивших в состав Советского Союза, эмигранты из СССР, РСФСР и России, ставшие гражданами других иностранных государств. То есть Москва готова принять и ассимилировать на территории своих владений всех тех, кто сейчас еще имеет гражданство постсоветских стран, имея любую другую национальность — лишь бы она не была титульной для государств дальнего зарубежья. Видимо, таким образом Россия отгораживается от возможного наплыва внезапно обрусевших китайцев и «прочих шведов».
Именно этот момент может привести к последствиям, о которых пока не задумываются в столицах новых суверенных республик. Руководитель казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Сабит Жусупов полагает, что российская программа может нанести неожиданный удар и по Казахстану:
- Не забывайте, что основную долю из тех 40 процентов сельских жителей, кстати, наименее устроенных в сегодняшней жизни, составляет коренное население Казахстана. Тем более что в программе определены и те регионы, где проживают представители казахской диаспоры. А казахи издавна сколь рисковы, столь и предприимчивы. Если этот проект реально заработает, то многие попытаются поискать лучшей доли на севере.
Причем Жусупов обращает внимание на парадокс, заключающийся в том, что казахстанские русскоязычные вряд ли в массовом порядке откликнутся на призыв исторической родины. Те, кто в свое время принял решение считать своим домом Казахстан, устроены и здесь неплохо.
Властям нужно серьезно поработать, чтобы казахстанцы не кинулись на российскую программу.
Для предотвращения такого варианта развития событий, по мнению Жусупова, Астане нужно решать социальные проблемы на местах. И решать грамотно, не ограничиваясь раздачей пособий.
Кстати, и советник-посланник посольства Российской Федерации в Казахстане Сергей Копейко относится с большим сомнением к тому, что казахстанские русские массово кинутся реализовывать программу:
- В Казахстане русские живут нормально. Те, кто хотел уехать, сделали это давно. В прошлом году в Россию выехало из Казахстана всего около 50 тысяч человек.
Правда, господин Копейко не исключает, что картина может измениться в будущем. Например, в том случае, если Астана применит свое суверенное право в ограничении употребления русского языка.
В то же время российский дипломат призывает казахстанцев хорошо обдумать любой свой шаг. Желающим стать переселенцами он советует не проявлять никакого ажиотажа. Хотя бы по той причине, что кроме концепции проекта нет ничего, то есть не принято механизмов его реализации. Российское посольство обязательно выступит с официальными разъяснениями после того, как программа заработает.
Тем временем мы предлагаем нашим читателям несколько условий, которые можно было найти в околоофициальных российских источниках. Во-первых, стать участником программы можно при условии осознанного выбора места проживания и работы в России.
При этом места проживания переселенцев разделены в программе на три категории: "А" — стратегически важные приграничные территории, "Б" — территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты и "В" — так называемые нуждающиеся территории (с высокими экономическими показателями, но стремительно теряющие население).
Выбирая пункт вселения, соотечественник должен иметь в виду, что лишь территории класса "А" сулят ему полную господдержку, о которой рассказывалось выше.
Согласно тексту программы, соотечественники получат приоритетное право на «легализацию» в России — к примеру, специальным указом президента срок рассмотрения заявлений об изменении гражданства сократится до месяца, а получение разрешений на временное проживание и вид на жительство будет происходить «в особом, упрощенном порядке», как обещано, в течение 20 дней. Главным ограничением для переселенцев станет региональная квота.
По официальной информации, на 2007 год квота составит 40–50 тысяч человек притом, что в рамках программы обсуждалась возможность переселения от 15 до 18 миллионов бывших граждан СССР.
Мы, как и представители российской дипмиссии, никого не подталкиваем к принятию тех или иных решений. Однако не можем не обратить внимание потенциальных кандидатов «на измену родине» на некоторые показатели развития всех 12 пилотных регионов за первый квартал текущего года. Данные официальные, размещены на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.
Здесь приведены размеры средней заработной платы по региону, количество вакантных рабочих мест (сведениями о которых располагают службы занятости) и количество безработных.
Иркутская область: зарплата — 16 482 рубля, вакантных рабочих мест — 3 309 и количество безработных — 8 тысяч человек; Хабаровский край: 1 112,9 рубля, 13 711 мест и 3 916 человек соответственно; Красноярский край: 11 111,5 рубля, 12 174 рабочих места и 56 тысяч безработных; Амурская область: 9 666,5 рубля, 2 596 вакансий, 23,4 тысячи человек; Приморский край: 9 784,3 рубля, 11 773 мест, 52,4 тысячи человек; Калининградская область: 7 717 рублей, 9 440 места, 10 300 безработных; Тюменская область: 21 447 рублей, 11 982 вакансий, 15 100 человек не имеют официально работы; Липецкая область: 7 592,8 рубля, 4 607 вакансий, 6 100 безработных; Новосибирская область: 8 023 рубля, 24 524 пустующих рабочих места, 26 100 безработных; Тамбовская область: 5 379 рублей, 2 751 вакансия, 17 500 безработных; Калужская область: 7 517,7 рубля, 5 785 вакансий, 5 300 безработных; Тверская область: 7 144,9 рубля, 6 904 вакансии, 8 100 безработных.
Конечно, это все очень усредненные цифры, тем не менее следует учитывать, что в конце мая 2006 года, по оценке специалистов, 5,4 млн человек, или 7,2 процента экономически активного населения России, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда), и вряд ли они «из-за природной лени» не занимали имеющиеся вакансии.
Тем не менее новая кремлевская программа скорее всего несколько улучшит имидж России в странах дальнего зарубежья, поскольку Москва благодаря ее реализации примерит на себя образ заботливой матери, собирающей с большими материальными затратами вокруг себя «блудных детей». Но подпортит отношения с лидерами стран СНГ, жители которых, как считает Жусупов, могут кинуться решать за россиян одновременно несколько проблем — демографическую, нелегальной миграции и нехватки людских ресурсов для развития новых экономических проектов.

Игорь Неволин, Алматы

Оценить статью
(0)