Безопасность БТД остается под вопросом

Безопасность БТД остается под вопросом

Безопасность БТД остается под вопросом

Разрекламированный в качестве крупнейшего события в истории Турции, ввод в эксплуатацию 13 июля нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» знаменует собой долгожданное завершение проекта, который имеет значение как для энергетики, так и для геополитики. Однако на фоне празднований остаются нерешенными проблемы, касающиеся безопасности трубопровода.

Ставки весьма высоки. Имея протяженность в 1760 км, с восемью насосными станциями и 101 задвижкой, БТД является вторым по длине трубопроводом в мире. Трубопровод стоимостью в 4 млрд долларов, законченный на год позже, чем первоначально планировалось, имеет потенциальную мощность в 1 млн баррелей в день.

БТД проложен по трудной и опасной территории. Маршрут проходит не только через неприступные горы и глухие места, а также по 14 сейсмоопасным разломам, но и находится в опасной близости к замороженным конфликтам и горячим точкам региона — Нагорному Карабаху, Южной Осетии, Северному Кавказу, Абхазии, армянским анклавам в южной Грузии и мятежным курдским районам на юго-востоке Турции. Совсем недавно, в январе, здесь произошел акт диверсии, когда в результате подозрительных взрывов в Северной Осетии были прекращены поставки газа и электроэнергии в Грузию. Трубопроводу грозят опасности и на местном уровне. Несмотря на компенсации и восстановление прав на землю консорциумом БТД во главе с «Бритиш петролеум», местные жители в процессе строительства часто устраивали пикеты, и еще до того, как в мае 2005 г. началась перекачка нефти, были обнаружены попытки незаконных подключений к трубопроводу.

Перед лицом множества потенциальных угроз консорциум БТД принимает строгие меры безопасности. Несмотря на серьезную инфраструктуру на поверхности, например задвижки — устройства, изменяющие направление течения нефти, сама труба зарыта в землю минимум на метр почти на всем протяжении маршрута. Когда земля возвращается владельцам, она должна выглядеть так же, как до строительства, что затрудняет для потенциальных диверсантов определение ее точного расположения. Крупные наземные сооружения, например насосные станции, тщательно охраняются: меры безопасности варьируют от взрывоустойчивых стен до камер постоянного наблюдения и вооруженной охраны.

Эти меры производят впечатление на бумаге, однако их эффективность сомнительна. Поездка в Грузию и Азербайджан, предпринятая автором этих строк, показала, что из-за торопливости при прокладке трубопровода системы безопасности оказались плохо продуманными или плохо работающими на практике.

В одном случае насосная станция была полностью оборудована телекамерами, однако дополняющие их прожектора, как оказалось, были установлены прямо за ними, мешая наблюдению. Взрывоустойчивые стены, хотя и способны предотвратить взрывы бомб, доставляемых на грузовиках, бесполезны против более вероятных обстрелов минами или гранатами. Двойные усиленные ворота способны защитить вход на объект только в закрытом положении. Во многих случаях местный персонал пренебрегают процедурами безопасности ради удобства. После завершения строительства служба безопасности BP вынуждена была начать переустановку систем безопасности.

Маршрут трубопровода находится под строгим контролем и патрулируется. Датчики, расположенные на всем его протяжении, позволяют немедленно определять места повреждений на отображаемой мониторами компьютерной карте. Кроме того, соглашение между консорциумом БТД и азербайджанским, грузинским и турецким властями облегчает патрулирование. Грузия пошла еще дальше, подписав двустороннее соглашение с BP о дополнительных мерах безопасности. BP постоянно направляет охрану для проверки наземных сооружений, компания нанимает местных жителей для конного патрулирования. В дополнение к этому консорциум реализует широкую программу поддержания отношений с местным населением, стремясь к взаимопониманию с теми, кто проживает вдоль маршрута. Эти жители — первая линия обороны трубопровода и могут предупредить о любых подозрительных действиях. Кроме того, соглашением предусмотрено патрулирование маршрута отрядами новой грузинской Службы охраны стратегического трубопровода, оснащенными, обученными и финансируемыми «Бритиш петролеум».

Сегодня BP в меньшей степени занимается обеспечением безопасности на территории двух других стран, по которым проходит БТД. Азербайджан не подписал двустороннего соглашения о безопасности с BP, хотя переговоры с ним продолжаются. Турция не проявила заинтересованности в соглашении, возложив обеспечение безопасности трубопровода на свои вооруженные силы.

Геополитическая значимость трубопровода БТД, скорее всего, еще более возрастет в 2007 г., когда по нему начнется транспортировка 3 млн тонн казахстанской нефти.

 Ожидается, что президент Нурсултан Назарбаев будет среди глав государств, приглашенных на церемонию, которая пройдет 13 июля в Джейхане.

Однако, хотя проблемы энергетической безопасности наверняка займут важное место на переговорах между лидерами стран, по территории которых проходит БТД, не будет скорее всего упущены и возможности для заключения новых сделок. Как ожидается, грузинский президент Михаил Саакашвили, отбывший в Джейхан 11 июля, обсудит с турецким премьер-министром Реджепом Тайип Эрдоганом перспективы закупки дополнительных 2 млрд кубометров газа из трубопровода «Баку-Тбилиси-Эрзурум» «по сниженным ценам», сообщило азербайджанское агентство «Тренд».

Кроме Саакашвили, Назарбаева и азербайджанского президента Ильхама Алиева, на церемонию 13 июля в Джейхане должны прибыть четыре министра иностранных дел, 16 министров энергетики и два вице-премьера, сообщило агентство «Тренд». По сообщению Белого дома, делегацию США возглавит заместитель министра энергетики Джеффри Клей Селл.

Александрос Петерсен, аналитик по военным и международным вопросам, работает в Лондоне и Вашингтоне.

Оценить статью
(0)