Гибель одиозного лидера чеченских боевиков дала повод надеяться на скорое окончание конфликта на Северном Кавказе.
Не исключено, что лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев, считавшийся самым разыскиваемым в России человеком, погиб в результате случайности, а не специальной операции, как это утверждают российские власти. Но как бы то ни было, его смерть определенно является большой победой для Москвы и может стать началом конца вооруженного противостояния.
Все произошло на окраине небольшого села Али-Юрт в Ингушетии, недалеко от границы с Чечней (недалеко от границы с Северной Осетией). Ряд домов-новостроек – пока еще без внутренней отделки, без окон и дверей, проселочная дорога, больше похожая на тропинку, склон, овраг, поля, деревья - вот то, что послужило декорациями к событию, которое может оказаться веховым переломным.
Людей здесь проживает немного, ведь дома только строятся. Место как бы и укромное, но в тоже время и до центра, что называется, рукой подать – столица Ингушетии Магас расположена всего в пяти километрах, и в хорошую погоду отсюда видно, как блестит купол президентского дворца. Немногим дальше и до главного города республики Назрани.
В половине первого ночи 10 июля за самым крайним из этих домов раздался мощный взрыв. Затем – что-то похожее на короткие автоматные очереди – как позже выяснилось, это рвались снаряды. Взрыв был такой силы, что его услышали и в Назрани.
Уже через 10-15 минут, по словам местных жителей, место взрыва было оцеплено военными.
По словам местных милиционеров, первыми прибывших на место взрыва, были найдены тела четырех человек, одетых в черную форму. Два тела были относительно целые и два - обезображенные. Кроме того, были обнаружены остовы грузовой машины КамАЗ и двух легковых машин «Жигули».
Тела двух погибших милиционеры опознали быстро, поскольку у каждого из них были с собой документы. Ими оказались некие Тархан Ганижев и Иса Куштов. Личности двух других людей сразу установить не удалось, но предварительное следствие установило, что они погибли из-за неосторожного обращения одного из них со взрывчаткой.
Только на следующий день начали просачиваться слухи о том, что среди убитых был Шамиль Басаев, который прятался от российских властей на протяжении более 12 лет. Как сказал IWPR один из сотрудников УФСБ Чечни, Басаева опознали по отсутствию ноги, которой он лишился, подорвавшись на мине в 2000 году, хотя протеза на месте происшествия не нашли.
Официальные сообщения о смерти Басаева появились после 16 часов дня, когда глава ФСБ России Николай Патрушев доложил Владимиру Путину о том, что «в ходе спецоперации в Ингушетии был уничтожен Шамиль Басаев и еще целый ряд бандитов».
По его словам, они «осуществляли подготовку к террористическому акту в Ингушетии», собираясь «использовать данный диверсионно-террористический акт для того, чтобы оказать давление на руководство России в период, когда планировался саммит «восьмерки».
Между тем тело Басаева так и не показали журналистам, которым было сказано, что его опознали по отсеченной в результате взрыва голове. В настоящее время говорится, что образцы тканей тела человека, похожего на Басаева, отправлены в Ростов на ДНК-экспертизу.
Поскольку тело предъявлено не было, к известию о гибели Басаева местные жители отнеслись с сомнением.
«Басаева убивали уже много раз, и каждый раз он оказывался живым. Да и не стал бы сам Басаев ездить на такие встречи. Неужели у него нет помощников?» - говорит таксист Бислан Евлоев.
Однако позднее в тот же день сайт северокавказских исламистов Кавказ-Центр подтвердил сообщения о гибели Басаева, назвав его «мучеником».
В то же самое время в российских СМИ появилась различные версии о том, что Басаев погиб в результате операции, которая была заблаговременно запланирована спецслужбами. Муссировалось предположение о том, что боевикам был продан заранее «подготовленный» КамАЗ, который якобы был снабжен чем-то вроде радиомаяка. Говорили и то, что взрыв был осуществлен с помощью дистанционно-управляемой ракеты.
Журналистов пустили на место взрыва ближе к вечеру – после того, как были нейтрализованы все неразорвавшиеся во время взрыва снаряды. По словам подрывников, они уничтожили примерно 185 снарядов. Еще около 50 штук стали причиной ночного взрыва.
На месте происшествия были раскиданы куски металла от взорвавшегося грузовика, пустые гильзы из-под снарядов, несколько окровавленных подушек. От взрыва сильно пострадал ближайший дом – в новом кирпичном заборе зияла огромная дыра, оказалась практически снесенной одна из стен дома и часть крыши. В то же время взрыв не оставил никакой, даже самой небольшой, воронки в земле. Это обстоятельство заставляет предположить, что боевики не успели подготовить грузовик к проведению теракта, и что взрыв был направлен вверх и в стороны.
Промосковский премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров радостно приветствовал сообщения о гибели Басаева, посетовав только, что это он «должен был его убить». Теперь, сказал он, для того, чтобы война в Чечне завершилась, остается убить только Доку Умарова, которого повстанцы недавно избрали своим президентом.
Представители борющегося за независимость правительства Чечни - даже те, кто, наподобие проживающего ныне в Лондоне министра иностранных дел Ахмеда Закаева, дистанцировали себя от Басаева – говорят, что вооруженная борьба против российской стороны будет продолжаться.
Однако многие эксперты считают, что смерть Басаева в корне изменит ситуацию на Северном Кавказе. «Ушел один из последних людей, который олицетворял собою, скажем так, сопротивление, которое было сформировано еще в дудаевские времена, - сказал активно освещающий тему Чечни корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий, прошлогоднее интервью которого с Басаевым для канала Эй-Би-Си вызвало большой резонанс.
«Работа с военизированными группами подпольными группами в соседних республиках Северного Кавказа, которую развивал Басаев, будет в значительной степени ослаблена». «В самой Чечне, – продолжил он, - существенных изменений не произойдет. То, что мы называем «боевыми действиями», вот эти диверсионные акции, они находятся в общей стадии затухания».
По мнению эксперта по Кавказу, заместителя директора Агентства национальных новостей Ильи Максакова, «с устранением Басаева Чечня действительно сможет вздохнуть спокойно». «Я даже осмелюсь не поверить многим экспертам, которые призывают меня обратиться к историческому опыту кавказских конфликтов, - сказал он. - Все-таки сейчас расклад принципиально иной... Еще Ахмат Кадыров говорил, что война закончится тогда, когда не станет «всем известных личностей. Их не стало».
Чеченский политолог Эдильбек Хасмагомадов видит «какую-то высшую справедливость» в негеройской смерти Басаева, всегда упорно стремившегося к тому, чтобы стать живой легендой».
По мнению Хасмагомадова, своей репутацией Басаев во многом был обязан «пиар-кампании», которую «он вел вокруг себя самого». «Все громкие террористические акты последних лет, ответственность за которые Басаев брал на себя, изначально планировались как чистой воды пропаганда самого себя и своих возможностей», - сказал политолог. Он предсказывает, что найдутся продолжатели дела убитого командира повстанцев. «Басаев не был причиной нестабильности на Северном Кавказе, - сказал Хасмагомадов. - Он только пользовался ситуацией, но не создавал ее».
О том, что случилось с Басаевым, в Чечне сожалеют немногие. In Chechnya, few people had words of sympathy for the dead man. 34-летняя Луиза Асаева, работающая бухгалтером в Грозном, говорит, что по-настоящему переживала, когда убили других лидеров движения повстанцев – Аслана Масхадова и Руслана Гелаева, но гибель Басаева оставила ее равнодушной.
«Очень тяжело чисто по-человечески восприняла смерть Масхадова. Такая же ситуация была со смертью Гелаева – мне казалось, что если бы с ним нашли общий язык, то было бы много пользы. Басаев, в отличие от них, человеческих симпатий не вызывал», - сказала она.
По мнению Асаевой, уход со сцены Басаева будет означать окончание эры военного противостояния в Чечне. «Войны и так уже не было. Но это полный конец, - сказала она. - Его место, его уровень, его авторитет со знаком минус – никто из других ичкерийских лидеров этого не имеет». «Другого Басаева не будет».
Тимур Алиев, Али-Юрт, Ингушетия