Аскар Шоманов, заместитель директора Института мировой экономики и политики, отвечая на этот вопрос, сказал:
- Нет. Если говорить с прагматичной точки зрения, ЕврАзЭС объединяет государства по единому общему знаменателю — экономическим интересам. В СНГ единых принципов нет не только в экономическом, но и в политическом плане. Разновекторность стран СНГ, когда одни государства создают блоки между собой, другие пытаются войти в организации вне рамок СНГ, является первым главным барьером для интеграции. В условиях меняющейся власти в некоторых странах содружества нет и неизменного внешнеполитического курса, что создает нестабильность направленности внешней политики. Примером может служить Узбекистан. Ну и последнее. За прошедшие 15 лет аббревиатуру СНГ стали чаще употреблять для обозначения стран СССР, а не как название влиятельной организации.
Санат Кушкумбаев, первый заместитель директора КИСИ при президенте РК, придерживается аналогичной точки зрения:
- Такой задачи перед СНГ никогда не ставилось. Эта организация создавалась лишь для сотрудничества и выполняла функцию переговорной площадки, поскольку инерция прошлого довлела над странами бывшего СССР. Было необходимо
Артем Устименко, эксперт
- Нет. Хотя и ЕвраАзЭС довольно противоречиво с точки зрения успешности интеграционных процессов, происходящих в нем. СНГ фактически исчерпало себя и пережило свою эпоху, будучи искусственно сохраняемым заинтересованными акторами, прежде всего Россией. В отличие от ЕврАзЭС, которое более ориентировано на практическое взаимодействие входящих в него государств, СНГ является постепенно распадающимся консультативным клубом, не способным принимать жизнеспособные решения. Вряд ли неформальный саммит СНГ принесет