В Азербайджане и Армении продолжается обсуждение новых принципов урегулирования карабахского конфликта, обнародованных сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Вене.
Напомним, что в заявлении сопредседателей говорилось: "В результате посреднических усилий сопредседателей президентам Кочаряну и Алиеву был предложен справедливый, сбалансированный и действенный пакет, который может проложить дорогу для разработки перспективного соглашения.
Эти принципы основаны на следующем: выведение армянских войск с азербайджанских территорий, окружающих Нагорный Карабах, с проявлением особого подхода в отношении Кяльбаджарского и Лачинского районов (включая коридор между Арменией и Нагорным Карабахом), демилитаризация этих территорий, референдум или голосование населения для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха, сроки и формат которого будут определены в ходе дальнейших переговоров. Будут размещены международные миротворческие силы и созданы совместные комиссии по вопросам осуществления соглашения: международная поддержка обеспечит работы по разминированию, восстановлению и переселению ранее перемещенных лиц на оккупированные и пострадавшие от войны территории. Будут определенные промежуточные договоренности, которые обеспечат контакт Нагорного Карабаха с теми, кто проявляет международное содействие. Стороны откажутся от применения силы или подобных угроз и обеспечат гарантии и заверения в двусторонней безопасности".
Относительно голосования, которое решит дальнейший статус Нагорного Карабаха, сопредседатели подчеркнули, что должны быть соответствующие предпосылки для того, чтобы голосование прошло в обстановке, где нет принуждения, а осведомленные граждане должны будут иметь большие возможности для обсуждения своих позиций в публичных диспутах. Данный вариант не был принят президентами Армении и Азербайджана на их последней встрече в Бухаресте.
Однако, обнародовав основные принципы урегулирования конфликта, сопредседатели фактически дали старт масштабным общественным обсуждениям в Армении и Азербайджане. Армения в лице главы МИД Вардана Осканяна и секретаря Совета безопасности Сержа Саркисяна фактически выразила согласие на урегулирование конфликта по данным принципам. Также согласилась с новыми принципами бывшая правящая партия - Армянское общенациональное движение (АОД). "Обнародование сопредседателями Минской группы ОБСЕ рамочного документа по урегулированию карабахского конфликта стало концом процесса введения в заблуждение собственных народов со стороны президентов Азербайджана и Армении. Обнародование принципов урегулирования карабахского конфликта еще раз доказало, что поэтапный вариант решения не имеет альтернативы", - говорится в заявлении этой партии. В заявлении также подчеркивается, что невнятная позиция властей Армении в переговорном процессе является доказательством желания Еревана отсрочить урегулирование конфликта, что приводит к изоляции Армении из региональных политических и экономических программ. Авторы заявления утверждают, что предлагаемые сегодня варианты урегулирования карабахского конфликта еще больше противоречат интересам армянской стороны, чем это было восемь лет назад. При этом они выражают уверенность, что документы, которые будут представлены в последующие годы, будут еще меньше соответствовать интересам армянской стороны. Вместе с тем авторы заявления выражают уверенность, что, исходя из логики геополитических и экономических процессов, а также перспектив дальнейшего развития ситуации, Армения и Нагорный Карабах обязаны пойти навстречу предложений МГ ОБСЕ, поскольку достойное и своевременное урегулирование карабахского конфликта обеспечит гарантии безопасности карабахского народа и откроет возможность осуществлять процесс государственного строительства по собственному усмотрению.
Отметим, что АОД - оппозиционная партия, лидером которой является Левон Тер-Петросян, экс-президент Армении, которому пришлось уйти в отставку именно за принятие поэтапного плана урегулирования конфликта. Так что определенную критику в заявлении АОД можно воспринимать как проявление борьбы за власть.
В т.н. "НКР" звучат заявления несколько другого характера. Так, лидер сепаратистов Аркадий Гукасян по-прежнему настаивает на прямых контактах между "НКР" и Азербайджаном, а также заявляет, что без их согласия не может быть принят ни один документ. А некоторые в "НКР" вообще выступают против освобождения территорий, входящих в "буферную зону". По их мнению, эти районы уже являются составной частью "НКР".
Однако, как мы отмечали выше, в целом армянская сторона положительно относится к принципам, выдвинутым сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
В Баку же подобная тенденция пока не проглядывается. МИД страны сделал заявление, в котором было отмечено, что данные принципы могут оказаться базисом для продолжения переговоров. Однако, судя по заявлениям представителей внешнеполитического ведомства, существуют некоторые моменты, которые не устраивают Азербайджан.
Оппозиционные партии Азербайджана несколько раз выступали с заявлениями, общий смысл которых сводился к тому, что данные принципы - это фактически позорный мир для Азербайджана.
Между тем вчера группа представителей общественности Азербайджана в лице президента общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдара Намазова, политологов Расима Мусабекова и Зардушта Ализаде, действующего председателя Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Ильгара Мамедова, президента Центра национальных и международных исследований Лейлы Алиевой, заведующей отделом истории Кавказа Института истории НАНА Ирады Багировой, директора информационного агентства "Туран" Мехмана Алиева, председателя журналистского объединения "Ени несил" Арифа Алиева, председателя Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи Арзу Абдуллаевой, директора Института прав медиа Рашида Гаджилы и др. выступила с заявлением. В нем приветствуется обнародование сопредседателями Минской группы ОБСЕ основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта и их предложение общественности обеих сторон конфликта обсудить эти принципы. Мирное соглашение, по их мнению, возможно лишь в том случае, если оно будет понято и поддержано широкими слоями общества.
Перечисляя элементы пакета основных принципов, отраженных в тексте заявлений сопредседателей, авторы документа отмечают, что мирный процесс является многоступенчатым, включающим в себя согласование основных принципов, разработку на основе этих принципов рамочного соглашения о мирном урегулировании и реализацию этого мирного соглашения. Поэтому, важно не только согласовать основные принципы, но и добиться их точной интерпретации на этапе подготовки рамочного соглашения и его реализации.
"С этой точки зрения мы видим, по крайней мере, два элемента предложенного пакета принципов, которые могут быть, при тенденциозной интерпретации, использованы для срыва будущего мирного соглашения: вопросы "особого подхода" к освобождению Кяльбаджарского и Лачинского районов и проведения референдума. Мы понимаем, что Кяльбаджарский и Лачинский районы географически расположены между Арменией и бывшей НКАО, и поэтому возможен "особый подход" к их освобождению. Этот "особый подход" может состоять из таких вопросов, как сроки вывода армянских войск, гарантии бесперебойного функционирования коммуникаций для общения населения бывшей НКАО с Арменией и др. Но принадлежность этих районов, как и любой другой части Азербайджана, затронутой конфликтом, Азербайджанской Республике не может ставиться под сомнение. Это следует оговорить в документе таким образом, чтобы не оставалось двусмысленности в трактовке безусловного освобождения этих районов. Одновременно считаем необходимым отразить в документе вывод с территории Нагорного Карабаха армянского экспедиционного корпуса с неучтенными никакими соглашениями по ДОВСЕ сотнями единиц тяжелой техники", - говорится в заявлении.
По мнению авторов документа, поскольку открытие линий коммуникаций является одним из важных элементов мирного процесса, Армения должна разблокировать путь, соединяющий основную часть Азербайджана с Нахчываном.
Представители общественности также считают приемлемым использование механизма референдума для определения окончательного статуса бывшей НКАО, так как этого требует азербайджанская правовая система. Они согласны с принципом, что после освобождения оккупированных территорий за пределами этой области и последующего возвращения в свои дома азербайджанцев Нагорного Карабаха, в результате межобщинного диалога, а также переговоров, между сторонами конфликта будет согласована модель статуса, которая путем всенародного референдума будет закреплена в Конституции Азербайджанской Республики.
"С учетом этих уточняющих замечаний, мы считаем предложенные сопредседателями Минской группы принципы достаточно сбалансированными и приемлемыми для азербайджанской стороны. Их принятие может стать хорошей основой для начала мирного процесса и разработки широкого рамочного соглашения о мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта", - резюмировали авторы заявления.
В целом можно отметить некоторые моменты, которые беспокоят азербайджанскую общественность.
Во-первых, это уже отмеченный выше специальный статус Лачина и Кяльбаджара. Не стоит фактически отдавать армянам два района, не входящие в административную территорию бывшей НКАО, только из-за того, что Армения требует наличия прямой границы с т.н. "НКР". По мнению большинства политологов, именно данный вопрос является "камнем преткновения" на переговорах.
Во-вторых, это отсутствие твердых гарантий будущей демилитаризации всей зоны конфликта. Представьте ситуацию, когда после принятия принципов Азербайджан в соответствии с договоренностями начнет экономические и дипломатические взаимоотношения с Арменией. Азербайджанские нефтяные деньги будут способствовать развитию экономики Армении, Нагорному Карабаху будет оказываться международная помощь, а взамен на последующем этапе переговоров Армения откажется выводить свои войска из Нагорного Карабаха. Также необходимо отметить, что в этом случае возвращение азербайджанских беженцев в Карабах будет невозможным, и международная помощь будет фактически оказываться только армянской общине Карабаха. Кроме того, необходимо учитывать, что, согласно заявлению Минской группы, "будут определенные промежуточные договоренности, которые обеспечат контакт Нагорного Карабаха с теми, кто проявляет международное содействие". Это фактически означает, пусть и временное, но экономическое признание непризнанной республики. Стоит ли помогать т.н. "НКР" выходить из тупика под названием "непризнанное государство"?
В-третьих, многих политологов беспокоит то, что в заявлении ОБСЕ не сказано ни слова о возвращении в Карабах азербайджанских беженцев.
В-четвертых, особую обеспокоенность азербайджанской общественности вызывает факт проведения референдума. Азербайджан категорически против проведения референдума исключительно в Нагорном Карабахе, это не соответствует Конституции страны. С другой стороны, в заявлении сопредседателей не указывается, где будет проведен этот референдум. Необходимо учитывать также последнее заявление главы МИД Эльмара Мамедъярова о том, что это даже не референдум, а своеобразный опрос общественного мнения.
Таким образом, обсуждение предложений Минской группы ОБСЕ продолжаются. Однако, судя по всему, из-за некоторых деталей, которые в том числе указаны выше, Азербайджан сегодня скорее близок к неодобрению существующих принципов урегулирования конфликта. Некоторые политологи считают, что в данной ситуации лучше тянуть время. Может, и право АОД, считающее, что в будущем все возможные мирные предложения будут для Армении хуже, чем нынешние. Необходимо также учитывать фактор нефтяного бума в Азербайджане и экономические проблемы в Армении. С учетом этих факторов в будущем вокруг урегулирования карабахской проблемы может сложиться более выгодная для Азербайджана ситуация.
Мурад Гусейнов