"Основываясь на заявлении, сделанном председательством «Большой восьмерки» на саммите в
Напомним, что в ходе саммита «Большой восьмерки» в
Отметим, что посредники встретились 2 августа в министерстве иностранных дел Франции с целью оценить развитие событий вокруг процесса урегулирования
Между тем, напомним, что издание Asbarez Online со ссылкой на свои источники, близкие к переговорам, сообщает, что сопредседатели МГ ОБСЕ по итогам их встречи в Париже рекомендовали министрам иностранных дел Армении и Азербайджана провести встречу в Праге.
Министр иностранных дел Азербайджана Э.Мамедъяров, в отличие от своего армянского визави, который находится в двухнедельном отпуске, оперативно отреагировал на заявление сопредседателей МГ ОБСЕ. «Еще не исчерпан лимит переговоров по урегулированию
По его словам, в первую очередь для достижения прогресса в процессе переговоров азербайджанцы должны вернуться в Нагорный Карабах. После этого все население Нагорного Карабаха должно принять участие в нормально организованном референдуме: «Дело в том, что нельзя одновременно проводить переселение в родные места вынужденных переселенцев и проводить процесс определения статуса Нагорного Карабаха. Потому что в случае проведения референдума для определения статуса Нагорного Карабаха в нем должно участвовать все население, ведь население Нагорного Карабаха не состоит только из армян. Там проживало достаточное количество азербайджанцев. Когда мы говорим о населении Нагорного Карабаха, то учитываем и азербайджанцев. Так что этот факт не должен оставаться без внимания».
А спецпредставитель президента Азербайджана на переговорах по Hагорному Карабаху, заместитель министра иностранных дел Араз Азимов утверждает, что азербайджанская сторона передала американскому сопредседателю Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза свою позицию в вопросе разрешения
По его словам, после смены американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ не исключена возможность и смены российского и французского сопредседателей — Юрия Мерзлякова и Бернара Фасье. «С этой точки зрения прибытие Мэтью Брайза в регион открывает определенные перспективы», — считает спецпредставитель президента Азербайджана.
Комментируя заявление американского сопредседателя о том, что "статус Hагорного Карабаха должен быть определен «народом Hагорного Карабаха, к которому относятся и покинувшие его в 1988 году люди», А.Азимов заметил, что к проживающим в Hагорном Карабахе людям следует относиться не как к народу, а как к населению. «Мы считаем, что при возможном определении в будущем статуса Hагорного Карабаха в нем должны участвовать и покинувшие регион люди. В этом вопросе должны учитываться как азербайджанская, так и армянская общины», — сказал А.Азимов. Вопрос же определения статуса Hагорного Карабаха, по словам замминистра, должен рассматриваться лишь с учетом возвращения Азербайджану его оккупированных территорий.
Итак, министр иностранных дел открытым текстом заявляет, что Азербайджан готов согласиться на проведение референдума по будущему статусу Нагорного Карабаха на территории, которая некогда считалась автономной областью в составе Азербайджанской ССР. Просто официальный Баку пытается оттянуть время проведения референдума. Кроме того, азербайджанская сторона пытается избежать обсуждения формулировок вопросов, которые будут выноситься на референдум. И, наконец, официальный Баку настаивает на безусловном освобождении всех оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха.
Тактика достаточно разумная и полностью соответствует четырем резолюциям СБ ООН, которые предполагали определение окончательного статуса Нагорного Карабаха после освобождения всех оккупированных территорий вокруг НК. Однако вряд ли можно предположить, что официальный Ереван согласится на этих условиях подписать мирное соглашение, если, конечно, Кочарян собирается сохранить за собой власть хотя бы до завершения своего президентского срока, то есть до начала 2008 года.
Таким образом, можно предположить, что тактика официального Баку направлена на выигрыш времени, так как подписывать мирное соглашение на предложенных условиях не отвечает интересам Азербайджана.
Кстати, впервые сопредседатели МГ ОБСЕ попытались «прикрыться и давить» на стороны конфликта не собственным мандатом, а авторитетом «Большой восьмерки». Однако сегодня ведущие государства мира заняты урегулированием более «горячих» конфликтов, чем
Р.Миркадыров