Европу и Азию объединят китайцы?

Европу и Азию объединят китайцы?

Европу и Азию объединят китайцы?

В конце прошлой недели в Астане прошла встреча министров транспорта и коммуникаций Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, посвященная вопросам дальнейшего развития транспортных связей между Европой и Азией. На встрече участвовала также китайская делегация во главе с заместителем министра железных дорог КНР Хуан Минем. Главный обсуждавшийся вопрос — создание железнодорожного транспортного коридора между Турцией и Азербайджаном через Грузию по маршруту Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку.
Данный
проект, предложенный еще в 1993 году, по разным причинам никак не удается претворить в жизнь. В течение двенадцати лет он существовал просто на бумаге, никакие особые работы по претворению проекта в жизнь не велись. Лишь в мае прошлого года президенты Азербайджана, Грузии и Турции подписали в Баку соответствующее соглашение. В мае же 2006 года официальный Баку, Тбилиси и Анкара приняли декларацию об ускорении реализации проекта. Отметим, что проектом предусматривается строительство железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки (98 км), а также реконструкция участка железной дороги Ахалкалаки-Тбилиси (150 км).
Как уже сообщало «Зеркало», против строительства этой железной дороги выступает Армения. Официальный Ереван вполне справедливо полагает, что данный транспортный коридор еще более усилит транспортную блокаду Армении. Кроме того, создание подобного коридора оставит Армению в стороне от региональных транспортных проектов, так как существующий коридор в рамках проекта ТРАСЕКА и создаваемый Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку вполне способны удовлетворить существующие транспортные потребности региона. Именно по этой причине Армении удалось пролоббировать в конгрессе США отказ от финансирования данного проекта из государственного бюджета Соединенных Штатов.
При этом Армения настаивает на задействовании имеющейся железнодорожной ветки Карс-Гюмри (Армения)-Тбилиси-Баку, что неприемлемо для Турции и Азербайджана, с учетом армянских претензий, связанных с «геноцидом», и карабахской проблемы. В любом случае в Баку и Анкаре этот отказ встретили спокойно — было заявлено, что необходимые для осуществления проекта 500 млн. долларов (максимум — авт.) могут быть выделены из внутренних ресурсов, не прибегая к помощи Эксимбанка США.
Необходимо отметить, что данный проект, наряду с его экономической составляющей, в большой степени является политическим. Осуществляя этот проект, Турция, Азербайджан и Грузия интегрируются в Европу, посредством организации транспортного коридора увеличивают свою значимость в евразийском пространстве. Также с учетом того, что транспортный коридор обходит территорию России, в его осуществлении заинтересованы США, которые стремятся в максимальной степени отдалить Москву от региональных проектов. Тем самым Вашингтон снижает количество российских рычагов давления на Грузию и Азербайджан. Стремление Европейского союза и США ограничить доступ России к южнокавказским транспортным проектам подтверждает и то, что маршруты в рамках проекта ТРАСЕКА, спонсируемый ЕС и лоббируемый США «Шелковый путь», обходят территорию России.
После же введения вето со стороны американского конгресса, страны-участники проекта решили добиться заинтересованности азиатских стран и, в первую очередь, Китая. Так, в перспективе предусмотрено соединение маршрута Карс-Баку с европейскими и азиатскими транспортными сетями, в том числе с средиземноморскими и черноморскими портами. Турция, Азербайджан и Грузия дают понять всем азиатским и европейским странам — создается альтернативный маршрут к российскому транспортному коридору «Окно в Европу». Иными словами, для среднеазиатских стран создается альтернативный маршрут транспортировки грузов, что делает возможным предотвращение экономического давления со стороны России и диверсификацию рисков.
В этом плане, по мнению многих аналитиков, встреча в Астане носила характер рекламной кампании. Так, министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов в своем выступлении подчеркнул, что поддержка КНР и Казахстаном проекта Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку «ускорит сроки строительства и дальнейшей эксплуатации новой соединительной линии и сделает проект экономически высокорентабельным». При этом З.Мамедов убеждал замминистра транспорта Китая в том, что транспортировка грузов в Европу по коридору ТРАСЕКА через территории Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции будет рациональной и выгодной как по срокам доставки, сохранности, унифицированным тарифам, так и по безопасности.
По сообщению российских СМИ, на конференции представителям Китая дали понять, что посредством данного коридора грузы могут быть доставлены не только в Карс, но и в грузинский порт Поти. По мнению многих, это может вызвать определенную ревность Грузии — еще в прошлом году от казахстано-китайской границы в Поти прибыл первый экспериментальный контейнерный состав. Очередной подобный эксперимент планируется провести в конце августа этого года, а с середины сентября решено дать грузообороту по данному маршруту регулярный характер. С этой точки зрения создаваемый транспортный коридор до Карса может стать в определенной степени конкурентом для «грузинского маршрута».
Однако, тем не менее, проект Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку является для Грузии приоритетным. В Астане министр транспорта Грузии Ираклий Чоговадзе заявил, что «в случае решения вопроса о финансировании, грузинская сторона готова немедленно начать проектирование и строительство участка дороги между Тбилиси и грузино-турецкой границей», который «может быть сдан в эксплуатацию в кратчайшие сроки». Грузинский министр отметил, что все работы в рамках проекта на территории Грузии оцениваются в 400 млн. долларов. Отметим, что ранее эта сумма была намного меньше.
Но в то же время в Астане не произошло ожидаемое обсуждение технико-экономических особенностей проекта. Данной работой занимается турецкая сторона, и министр транспорта этой страны Йылдырым Билани заявил лишь, что значительная часть ТЭО уже готова. Соответствующий документ будет передан странам-участникам проекта в конце августа текущего года.
Сейчас остается открытым главный вопрос — финансирование. США отказали, причем в такой форме, что сейчас кредиты под этот проект могут не выдать и международные финансовые организации. Азербайджан и Турция заявили о готовности профинансировать проект за счет внутренних средств. Однако при осуществлении подобного проекта внутреннее финансирование без льготных кредитов достаточно рискованно. В этом контексте надежда на Китай вполне логична. Ведь Пекин может не обратить внимания на решение конгресса США и выделить средства на создание транспортного пути, объединяющего его с Европой. Тем более, что Китай сейчас также заинтересован в наличии транспортных путей, обходящих Россию.

М.Гусейнов 

Оценить статью
(0)