Вот и получила страна новое правительство. Я бы не стал брать на себя ответственность и анализировать причины и побудительные мотивы тех или иных назначений (или не назначений). Однако любая смена правительства несет в себе определенные риски для экономики. Попробуем проанализировать гипотетические риски для экономики Украины при втором правительстве Януковича.
Понятно, что будут предприниматься попытки «оживить» темпы динамики ВВП, это станет едва ли не первоочередной задачей нового Кабмина. Не исключено, что в силу структуры бизнеса представителей Партии Регионов, усилия властей будут сосредоточены на поддержке металлургии, химии и
Не стоит исключать и того, что, несмотря на все искренне желание, не будет преодолена тенденция нарастания отрицательного сальдо внешнеторгового баланса — опять же в силу того, что ставка будет сделана на отрасли, не имеющие перспективы с точки зрения экспортной ценовой конъюнктуры. Это, в свою очередь, приведет к формированию отрицательного баланса по счету текущих операций платежного баланса. Вместе с уже оформившимся негативным сальдо торгового баланса это приведет к дефициту иностранной валюты. С целью его ликвидации Нацбанк будет вынужден продавать доллары из золотовалютных резервов. Их уменьшение станет дополнительным фактором, снижающим кредитный рейтинг Украины. Преодолеть проблему можно будет исключительно за счет резкого наращивания физического объема экспорта. Но, мировые товарные рынки не безразмерны.
Отдельно стоит сказать о проблеме курсовой стабильности. Не зря представители Партии Регионов отчаянно боролись за возможность смены руководства Нацбанка. Пока безуспешно. Но от своей борьбы они не откажутся. Девальвация до уровня 5,3 ориентированному на экспорт бизнесу нужна не меньше, чем кислород
С точки зрения автора наиболее неприятные моменты могут случиться именно в сфере государственных финансов. Нет, бюджет начнет наполняться активнее. Но — какими методами. Полагаю, что подавляющее большинство предпринимателей прекрасно помнит стиль работы Н.Азарова. Кто не помнит — вспомнит в самое ближайшее время. Однако, не это самое печальное. Главная проблема состоит в том, что ментальность Николая Яновича отнюдь не будет способствовать развитию финансового сектора экономики. Проще говоря — одно дело отлавливать Бакая et cetera на украденных из госбюджета деньгах, и совсем другое дело — развивать фондовый рынок, совершенствовать инструменты валютного рынка, заботиться о кредитном рейтинге страны.
Кроме этого, очень интересно будет посмотреть на то, как Н.Азаров будет бороться с попытками бесконтрольного наращивания кредитных вложений в экономику, в том числе за счет такого сугубо инфляционного элемента, как кредитная эмиссия. А ведь это вполне может начаться — предприятия химии и металлургии испытывают серьезный дефицит оборотных средств, нуждаются в крупных инвестициях для модернизации и технического перевооружения. Кстати, это является прямым путем к росту цен за счет инфляции спроса. Думаю, как финансисту с опытом и знаниям Азарову такое развитие событий не может понравиться. Но бороться с этим ему будет действительно не легко.
О том, что будут возрождены пресловутые «свободные экономические зоны», являющиеся фактически внутренними
Правительство Тимошенко относилось к ним исключительно негативно (и не без основания). Истина, как обычно, находится посередине. Однако, есть опасения, что вновь «ножки Буша» будут импортироваться через одну определенную СЭЗ.
С системной точки зрения от нового состава правительства серьезно выиграет крупный промышленный бизнес.
Сказать
Об энергетическом секторе и возможных проблемах говорить не буду — личность нового главы Минтопэнерго внушает оптимизм. Зато неоднозначно видится ситуация в металлургии. Бизнесмены из Партии Регионов будут добиваться всевозможных льгот и преференций для трубных предприятий Украины. Но, после признания Украины страной с рыночной экономикой, развитые страны получили право при возбуждении новых расследований (или пересмотре действующих антидемпинговых пошлин) находить факт ценового демпинга в предоставлении государственных льгот конкретным предприятиям и отраслям, либо при нерыночном характере формирования в стране тарифов на электроэнергию и газ. Поэтому у Украины будет мало шансов уменьшить заявленную Еврокомиссией пошлину — в рамках антидемпингового расследования комиссия уже обвинила нашу страну в нерыночном формировании цен на газ и электроэнергию. Антидемпинговые меры предпринимает и Россия — в результате закрытия рынков сбыта для украинской трубной промышленности произойдет перепроизводство этой продукции и резкое снижение цены на нее. Самый плохой из возможных результатов — существенное ухудшение финансового положения трубных предприятий страны.
Могут быть продолжены антидемпинговые расследования против продукции российских ГОКов, которые в действительности нанесут большой урон металлургическим предприятиям Украины. Украинские ГОКи окажутся в привилегированном, а точнее, монопольном положении. Отсутствие альтернативы в виде российской руды создаст благоприятные условия для повышения цен на сырье, отчего пострадает металлургический бизнес.
Насчет сельского хозяйства есть опасения, что могут быть возобновлены малополезные схемы ГАК «Хлеб Украины», когда при помощи залоговых закупок зерна за счет государственного бюджета поддерживались наиболее сильные зерновые предприятия страны, а нуждающиеся в реальной поддержке ее не получали. То есть, вместо внедрения рыночных механизмов в сельском хозяйстве (с привлечением банковского кредитования), фактически будут «уходить в песок» государственные средства по «залоговой схеме».
Безусловно, в данном материале внимание уделено отнюдь не всем возможным проблемам. Кроме этого, очень хочется надеяться, что опасения автора не оправдаются. В общем — «будем посмотреть». И надеяться на лучшее.
Федор Петренко