Нужна ли баранам цензура?

Нужна ли баранам цензура?

Нужна ли баранам цензура?

"Программа толерантности — путь в болото, из которого страна не сможет выбраться, — сообщил 28 июля на круглом столе «Наркотики и глобализация» начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики и общественных связей федеральной службы по контролю за распространением наркотиков (УФСКН) по Северо-Западному Федеральному округу Игорь Лосев.  Он также заявил, что «…90 %  населения — стадо баранов, которое в повседневном обиходе апеллирует оценками и нормами, которые навязываются им извне — авторитетами, радио, телевидением. Противостоять этому при помощи законодательных актов объективно невозможно. Единственный способ противостоять этому — разумная цезура». Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»

Конституция Российской Федерации. Статья 29 

I. «Единое информационное пространство»

1. По данным газеты Financial Times, контракт организационного комитета саммита G8  с PR-агентством Ketchum обошелся в несколько миллионов долларов. За эти деньги агентство сосредоточилось на продвижении саммита G8 и реагировании на негативные статьи о России в западных СМИ. Для этого использовались письма главным редакторам и позитивные материалы о России.

На саммите, по словам вице-президента Ketchum Ноама Гелфорда, упор был сделан на отношения с прессой. Поэтому свыше 2500 репортеров бесплатно размещали в гостиницах, обеспечивали транспортом, кормили и организовывали им культурную программу. Прессе также предоставили большой пресс-центр с доступом в Интернет, для них организована трансляция заседаний по специальному телеканалу. Специалисты Ketchum также обеспечивали и вэб-трансляции мероприятий.

Для журналистов было организовано более 10 брифингов с участием российских чиновников и их частные интервью. Сам Владимир Путин принял участие в четырех конференциях за 3 дня работы саммита, а также дал большое интервью Мэтту Лаурэру из NBC.

Перед саммитом Ketchum направило в США несколько чиновников из аппарата президента, чтобы те могли обменяться опытом с PR-отделом Белого дома. 25 сотрудников Ketchum было привлечено для работы на саммите в Петербурге и еще 50 по всему миру.

2. Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев 2 августа провел заседание правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, на котором обсуждались вопросы развития отрасли с учетом перехода на цифровые технологии. Дмитрий Медведев еще раз подчеркнул важность сохранения единого информационного пространства и обеспечения всех граждан страны равным правом на получение информации.

3. В Саранске прошла презентация официального сайта государственной власти Республики Мордовия. На сайте представлены последние сведения по истории Мордовии, а также этапы ее развития и справка о современном состоянии республики, подробные данные о структуре власти, а также биографические справки ее представителей, материалы о спортивных достижениях земляков, анонсы мероприятий и новости республики.

Представляли новый ресурс министр печати Мордовии Валерий Маресьев, подчеркнул, что главные цели создания сайта носят политико-экономический и экономический характер. «Мы хотим привлечь в республику новых инвесторов и экономических партнеров» — сказал он. 

4. В Ингушетии начала выходить новая независимая газета «Ингушетия сегодня».

Главный редактор газеты — Джамалейл Хамхоев. Тираж издания пока невелик — обычно он не превышает 500 экземпляров, газета пока не прошла регистрацию. На сегодняшний день вышло два номера газеты.

По словам редактора, спрос на газету крайне высок. «Людям в республике очень не хватает независимой точки зрения», так объясняет он популярность нового издания.

В дальнейшем Хамхоев предполагает пройти перерегистрацию, увеличить число полос, и выпускать ее регулярно раз в неделю. «Если, конечно, нам не будут мешать», сообщил  эксперту ЦЭЖ Джамалейл Хамхоев. 

5. В августе в Томске начинает свою работу губернаторский продюсерский телевизионный центр «ТелеТомь».

Как сообщил «Независимой газете» исполнительный директор центра Андрей Остров, телеканал будет отражать интересы областной исполнительной власти, а также выполнять информационной заказ, выявленный в процессе работы над созданием областного общественного телевидения. Проект общественного телевидения не получил поддержки в областной думе.

6. В Челябинской области с помощью журналистов раскрыт один из механизмов «промывки мозгов» у аудитории СМИ. Журналисты ряда местных средств массовой информации разослали открытое обращение, в котором сообщают о вынужденной  дезинформации населения. Более подробно об этом событии сообщается в разделе «Конфликт недели».

.

II. Цитаты недели

 "Программа толерантности — путь в болото, из которого страна не сможет выбраться, — сообщил 28 июля на круглом столе «Наркотики и глобализация» начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики и общественных связей федеральной службы по контролю за распространением наркотиков (УФСКН) по Северо-Западному Федеральному округу Игорь Лосев.  Он также заявил, что «…90 %  населения — стадо баранов, которое в повседневном обиходе апеллирует оценками и нормами, которые навязываются им извне — авторитетами, радио, телевидением. Противостоять этому при помощи законодательных актов объективно невозможно. Единственный способ противостоять этому — разумная цезура».

III. Конфликт недели

1. 28 июля было разослано открытое обращение к жителям Челябинска и Челябинской области от журналистов — сотрудников нескольких печатных изданий столицы Южного Урала, входящих в холдинг, фактическим руководителем которого является мэр города Челябинска Михаил Юревич.

Как говорится в обращении, более двух месяцев его авторы, сотрудники известных в Челябинске и области средств массовой информации «Соседи», «Вечерний Челябинск», «31 канал», «Эхо Москвы», «Полит 74»  были вынуждены, помимо собственной воли и вопреки личным убеждениям, готовить и размещать материалы, дискредитирующие руководителей и сотрудников Госнаркоконтроля Челябинской области.

«Жители области знают — у нас работают профессионалы высокого класса, которые принципиально борются со всеми формами чиновничьего произвола. Мы всегда помним и о профессиональной этике, согласно которой каждый журналист, прежде чем обнародует материал, постарается узнать позицию критикуемого им лица или организации. Выпуская в свет критические материалы в отношении челябинского Госнаркоконтроля, при прямом указании фактического хозяина, мы этого не делаем», — заявляют журналисты.

Письмо не подписано, как утверждают его авторы, они не могут себя назвать, так как опасаются последующих за этим мер — «увольнения и даже физического насилия».

Напомним, в мае и июне текущего года в ряде южноуральских СМИ выходили материалы о коррупции в управлении Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков  по Челябинской области. Сотрудники обвинялись в пособничестве наркодилерам. Сейчас дело находится на контроле Генеральной прокуратуры

2. Борьба за читательскую аудиторию чиновников в Южном федеральном округе (ЮФО) оборачивается противостоянием федерального административного ресурса и привычками региональной бюрократии к традиционному чтению.

Аппарат полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе в очередной раз опроверг свою причастность к популярной среди чиновников ЮФО газете «Южный Федеральный». По распоряжению пресс-секретаря полпреда президента РФ в ЮФО Федора Щербакова, соответствующие циркуляры были две недели назад разосланы всем федеральным инспекторам в регионах округа. Об этом сообщили Агентству национальных новостей (АНН).

В свою очередь, инспекторы полпредства в 13 субъектах ЮФО должны были довести до читателей информацию о том, что «газета „Южный Федеральный“ не является официальным печатным изданием аппарата полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе» до региональных чиновников.

Так, например, главный федеральный инспектор по Волгоградской области Сергей Старунов сообщил в письме на имя губернатора области Николая Максюты о том, что еженедельник «Южный Федеральный» «принадлежит частным коммерческим структурам и не уполномочен представлять официальную позицию аппарата полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе на информационном поле региона». Об этом сообщила 1 августа в официальном пресс-релизе пресс-служба администрации Волгоградской области.

По информации Агентства национальных новостей, столь пристальное внимание чиновников из аппарата полпреда Дмитрия Козака к газете «Южный Федеральный» объясняется просто. Пресс-секретарь Дмитрия Козака Федор Щербаков на протяжении полутора лет вполне открыто лоббирует интересы другой частной ростовской газеты — «Южный репортер». По информации АНН, этот коммерческий газетный проект, созданный в 2004 году, является результатом объединения административного ресурса Щербакова и ряда чиновников из окружения Дмитрия Козака и финансового ресурса Трубной металлургической компании (ТМК).

Новая газета избрала странный способ «завязывания связей» с губернаторами и мэрами на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье.  Сначала журналисты «Репортера» публиковали разгромные критические материалы на страницах своей газеты, а затем выходили с предложениями о «сотрудничестве» на пресс-службы губернаторов и мэрий. Однако, несмотря на усилия Щербакова и серьезные финансовые вливания, проект «Южный репортер» в регионах ЮФО, что называется, «не пошел».

На второе полугодие 2006 года на «газету Щербакова и ТМК» в Южном федеральном округе подписалось чуть больше 220 человек. Остаток же от реализации «Южного репортера» в киосках «Роспечати» составил около 90 процентов. «Южный Репортер» так и не стал «газетой влияния» в ЮФО. И, как сообщил собеседник АНН в аппарате полпреда Козака, Щербаков и редакция «Репортера» склонны винить в провале своего проекта газету «Южный Федеральный», которая за шесть лет своего существования «застолбила» за собой статус главной окружной газеты ЮФО.

Напомним, что еженедельник «Южный Федеральный» был создан еще Виктором Казанцевым в 2000 году, привычка к чтению «ЮФ» осталась у региональных бюрократий округа и после его отставки. На фоне же жестких критических текстов «Южного репортера» в адрес губернаторов и мэров, «Южный Федеральный» еще больше стал привлекать к себе внимание чиновников в 13 субъектах юга России. Именно с этим фактором и связывают появление циркулярного письма из аппарата полпреда Козака федеральным инспекторам и региональным чиновникам.

"Речь идет о попытке устранить административным путем с окружного газетного рынка соперника, которого не удалось победить рыночными методами. «Южный репортер» такое же частное коммерческое издание, как и «Южный Федеральный». Просто у «Репортера» есть заинтересованные покровители в окружении Козака, которые имеют возможность использовать административный ресурс в интересах этого издания. Однако маловероятно, что этот ресурс спасет «Южный репортер», — заметил в разговоре с АНН собеседник в аппарате Южного полпредства.

Сегодня газета «Южный Федеральный» остается единственным влиятельным изданием в ЮФО, аудиторией которого являются чиновники в субъектах округа. «Бюрократическая» аудитория «ЮФ», возможности влияния через газету на настроения регионального чиновничества стали причиной повышенного интереса к «Южному Федеральному» со стороны парламента России, партии «Единая Россия», силовых структур и глав регионов округа. Вероятно, это закономерно  в канун начала больших федеральных предвыборных кампаний.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)