СНГ — пространство формирующихся процессов. Причем разных. Но по сути своей — это регулируемый процесс развала некогда огромной страны. 8 декабря 1991 года — это не столько дата рождения СНГ, сколько точка отсчета формализации процесса разрушения империи, причем процесса в основных фрагментах управляемого.
Такой диагноз Содружеству, для
СНГ на самом деле обладает формальными атрибутами и признаками межгосударственной организации: уставные документы, исполнительные органы и прочее, но нет главного — обязательности исполнения принятых решений для всех. Поэтому вполне был понятен на последнем саммите СНГ «демарш» Нурсултана Назарбаева, президента самой динамично развивающейся республики Содружества — «нужно принимать решения, которые удовлетворяют всех, и не должно быть государств, которые с ними не согласны». Он же предложил и пять основных «схем»
Выигрышными в этом отношении представляются, безусловно, миграционная политика и образовательная система. В решении проблем миграции на пространстве СНГ заинтересованы все. Мнение о том, что миграционный поток рабочей силы направлен исключительно в Россию, во многом ошибочно. Да, в Россию приезжают больше, чем в любую другую республику Содружества. Но, как пример и в частности, в регионе на стыке Киргизия — Узбекистан — Таджикистан, проблема в необеспеченности необходимых условий для естественной миграции рабочей силы стоит не менее остро, чем в России. Необходимость решения этой проблемы назрела давно и лежит на поверхности. Необходимы лишь договоренности между правительствами этих трех республик, в ряде случаев касающиеся деликатных проблем. Подобная ситуация есть и в других регионах.
Другими словами, общее для всех Положение «О миграции в СНГ» напрашивается давно. Еще более привлекательна образовательная «схема», если ее автор имел в виду подведение образовательных систем на всем пространстве СНГ под
Не менее актуальны и другие предложенные президентом Казахстана «схемы», в том числе и добавленные «единые подходы в международных вопросах» и «общее пространство, в рамках оборонной политики». Но здесь явно хуже с консенсусом. Что делать? Рецепт известен — надо начинать, и дело подскажет.
Главное другое. С началом такой реформы — «решения консенсусом, а выполнение их обязательно для всех», СНГ делает попытку повернуть «бракоразводный процесс» вспять, в сторону восстановления союзнических отношений. Другое дело, во всех ли случаях возможен консенсус? Ведь есть весьма непростые проблемы, безболезненному решению которых объективно необходимо время. Возможен ли в таких случаях компромисс?
Как представляется, предлагаемую реформу вынесут объективно заинтересованные в ней (в силу геополитических, экономических, исторических и других факторов) участники СНГ. Возможно даже, на финише реформы Содружество
Как отмечает тот же Иманалиев, СНГ — это не только «бракоразводный» процесс, но и процесс формирования отношений между бывшими субъектами
Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости