Россия создает свою ВТО

Россия создает свою ВТО

Россия создает свою ВТО

17 августа в Сочи завершил свою работу неформальный саммит Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в который входят Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан. В качестве наблюдателей также присутствовали президенты Узбекистана и Армении. Сочи также посетил новый премьер-министр Украины Виктор Янукович.
Саммит проходил в формате «без галстуков», наверное, отсюда и раскрепощенность президентов. Так, В.Путин на встрече с Робертом Кочаряном, перепутав, назвал Армению Азербайджаном. А на встрече с российским президентом Нурсултан Назарбаев перепутал ЕврАзЭС с СНГ. А затем и вовсе пошутил, что однажды в Казахстане, выступая на встрече с аксакалами, он оговорился и назвал мудрых старцев саксаулами.
Но, несмотря на ляпы, президенты, судя по всему, остались весьма довольны итогами неформального саммита. Так, по завершению рабочей части неформальной встречи, В.Путин заявил, что «президенты высказали единодушную поддержку идее создания единого энергетического рынка ЕврАзЭС, договорились о создании таможенного союза и подписали соглашение о присоединении Узбекистана к ОДКБ». На совместной пресс-конференции президент России назвал весьма перспективным взаимодействие ЕврАзЭС и ОДКБ. Руководитель страны бывшего члена ГУАМ Ислам Каримов в свою очередь выразил надежду, что в будущем ОДКБ и вовсе объединится с ЕврАзЭС. «Будет создана структура, которая будет решать военно-технические вопросы не в отрыве от экономики», — заявил он.
По некоторым оценкам экспертов, для создания Таможенного союза необходимо не менее трех лет. Однако, по словам президента Беларуси Александра Лукашенко, при условии активной работы на создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС потребуется всего полтора года. «В первой половине будущего года мы подпишем эти соглашения», — сказал белорусский президент относительно необходимых для унификации правовой базы России, Беларуси и Казахстана документов, которые создадут первоначальную модель Таможенного союза. «Если активно работать, мы за полтора года можем создать реальный Таможенный союз», — высказал свою уверенность Александр Лукашенко и пообещал, что «Беларусь ни в коем случае не будет тормозом интеграционных процессов».
Также на саммите в Сочи главы государств уделили большое внимание вопросам водно-энергетического регулирования в Центральной Азии и развитию атомной энергетики, сообщает «Интерфакс». Россия и Казахстан подписали три меморандума по созданию совместного предприятия в ядерной сфере.
Это зримая сторона саммита. Но, по мнению многих аналитиков, существует подводная часть айсберга. Складывается впечатление, что после провала переговоров о вступлении России в ВТО, официальная Москва решила создать альтернативу этой организации на базе ЕврАзЭС. Этому свидетельствует также перспектива создания Таможенного союза, которая на протяжении последних нескольких лет является основной идеей ЕврАзЭС и активизация переговоров в этом направлении. Сейчас можно ожидать, что будет осуществляться процесс увеличения зависимости от России дружественных соседних стран. В дальнейшем можно ожидать, что официальная Москва усилит давление на соседей, которые пока сопротивляются желаниям России. Причем эти действия будут носить экспансивный характер, предусматривая постоянное расширение российского влияния.
Для осуществления данной политики Кремль, в первую очередь, будет стремиться всеми возможными путями отдалить своих партнеров от США и поставить их в водную и энергетическую зависимость. С этой точки зрения, не случайно, что в Сочи побывал Виктор Янукович, который не скрывал, что надеется на снижение цен на российский газ, поставляемый в Украину. Не исключено, что в будущем Армения также поднимет этот вопрос — официальный Ереван очень долго вел с Москвой переговоры на тему снижения цены на поставляемое в Армению «голубое топливо». Но попытки Армении не увенчались успехом. Сейчас же Роберт Кочарян, наверняка, попытается возобновить торг с Владимиром Путиным.
Если Украину, Армению и Беларусь Москва решила завоевать энергоресурсами (хотя, что там осталось в Армении завоевывать — ред.), то с центральноазиатскими странами дело обстоит несколько по-другому. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан обладают достаточными углеводородными запасами. Но в этих странах существуют проблемы с водой. Вода в Центральной Азии всегда была стратегическим ресурсом и часто становилась причиной склок между ее поставщиками и потребителями. Порядка 80% водных ресурсов сосредоточено в Таджикистане и Кыргызстане, в то время как основные потребители — это Узбекистан и Казахстан. Душанбе и Бишкек не раз требовали от Ташкента и Астаны компенсировать крупные затраты на эксплуатацию различных водохозяйственных объектов. В ответ узбекские и казахские власти напирали на то, что вода — это общее достояние Центральной Азии. Особенно острые споры возникали в летний период, когда во время повышенного спроса на воду Кыргызстан начинал накапливать воду в водохранилищах, чтобы в зимний период использовать ее для выработки электроэнергии. В ответ Казахстан и Узбекистан применяли энергетический рычаг, чтобы принудить энергозависимый Кыргызстан поделиться водой. Москва естественно не может не использовать эти споры в своих интересах. Россия инициирует реализацию проекта водоснабжения всей Центральной Азии. Предполагается создание водно-энергетического консорциума. А финансированием необходимых работ может заняться Евразийский банк, который создали Россия и Казахстан.
Кроме того, необходимо учитывать, что российские компании уже инвестировали крупные средства в строительство гидроэлектростанций в центральноазиатских странах. Иными словами, в будущем ключ от водопроводного крана, обеспечивающего целый регион водой, может оказаться в руках Москвы. Реализация идеи водно-энергетического консорциума, с одной стороны, позволит Москве заполучить в свои руки важный геополитический инструмент, позволяющий резко усилить роль России в Азиатском регионе. С другой стороны, это откроет возможности для энергетической экспансии на крупнейшие азиатские рынки, такие как Индия, Пакистан и Китай.
Однако у Москвы могут появиться определенные проблемы. И связаны они будут с США. Так, в последнее время наблюдается сближение Кыргызстана с Соединенными Штатами. Во всяком случае, совсем недавно был заключен договор о размещении американской авиабазы «Ганси» в бишкекском аэропорту «Манас». Причем ситуация сложилась даже комичная. Кыргызстан потребовал от Вашингтона баснословную сумму за аренду. США отказались, а потом официальный Бишкек намного снизил арендную плату.
Определенные проблемы есть и с Киевом. Некогда пророссийский Янукович сейчас говорит о том, что русскому языку пока рано становиться вторым государственным языком на Украине. И при этом хочет снижения цен на газ до такой степени, которая явно не обрадует российский «Газпром».
Беларусь также никак не уступит российским предложениям в рамках создания Союзного государства. Официальному Минску не нравится идея введения единой валюты. Кроме того, Лукашенко предлагает Путину компенсировать бюджетные потери, которые образовываются у Беларуси при объединении двух государств. А официальная Москва недовольна тем, что Беларусь продает третьим странам нефть и газ, которые покупает у России за очень низкую цену.
С Казахстаном также проблем предостаточно. Достаточно только упомянуть о решении Нурсултана Назарбаева подключиться к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан. Общеизвестно, что США — сторонники строительства транскаспийского нефтеропровода, по которому казахстанские углеводороды будут транспортироваться до Баку, а оттуда уже вывозиться на западные рынки. Этот маршрут обходит Россию, и В.Путин должен убедить своего казахского коллегу отказаться от данной идеи.
С учетом всех этих проблем возникает вопрос — удастся ли России укрепить свои позиции в Центральной Азии. Сможет ли Москва собрать свою команду и на постсоветском пространстве бросить вызов Западу — покажет будущее.

М.Гусейнов

Оценить статью
(0)