«Если западные компании сдадут позиции и начнут консультации с российскими компаниями, это будет печальный процесс».
Россия принимает новые решения, чтобы завладеть энергетическими рычагами на Южном Кавказе. Российские компании уже открыто высказывают намерение подключиться к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан. Эксперты считают, что поскольку вокруг проекта идет целая серия скандалов, то не исключено, что западные компании, не выдержав шантажа, согласятся на участие России в проекте.
Кроме России, желание участвовать в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан уже выразили Иран и Израиль.
Желание присоединиться к нефтепроводу выражают иранские и израильские компании. По мнению экспертов, экономический и политический вес проекта все возрастает. По своей мощности нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан на сегодняшний день не имеет в мире аналогов. Ясно, какое большое значение он имеет для региона и, в частности, для Грузии. Соответственно, политическая стабильность в Грузии приобретает важное значение для мировой политики.
По сведениям информагентства «Джи-Эйч-Эн», министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев озвучил желание российских нефтяных компаний присоединиться к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан. Натик Алиев воздерживается от упоминания конкретных российских компаний, так как, по его словам, на данном этапе говорить об увеличении мощности потока уже поздно. «Вопрос о присоединении к трубопроводу других компаний еще не решен. Мощность нефтепровода строго ограничена. Превышения мощностей он не выдержит», — заявил министр.
По словам Алиева, благодаря нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан годовая добыча нефти в Азербайджане к 2008 г. превысит 50 миллионов тонн. В этом году страна ожидает добычи 30,5 миллионов тонн, а в будущем — 47 миллионов тонн.
По словам эксперта по вопросам экономики, Гии Хухашвили, заинтересованность российских компаний нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан была прогнозируемой, ведь эта страна хочет окончательно завладеть энергетическими рычагами. «Над этим вопросом работают уже давно. Если западные корпорации сдадут позиции в этом проекте и начнут консультации с российскими, это будет печально. Параллельно мы видим, что одна из так называемых экологических компаний опять начала разговоры о том, что связанные с трубопроводом экологические вопросы не были хорошо продуманы. Это еще одна часть все того же сценария — Россия переходит в регионе в контратаку. Это очередной шаг к полному контролю энергосистемы в регионе», — говорит Хухашвили.
Желание подключиться к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан уже давно выражает и Иран. По заявлению посла Исламской Республики Иран в Азербайджане Афсара Сулеймана, для рассмотрения данного вопроса в Баку в скором будущем прибудет делегация из Ирана. Сулейман заявил журналистам, что делегация рассмотрит вопросы энергетического сотрудничества и импорта иранских газа и нефти в Азербайджан.
«У нас есть энергетические проекты. На встрече мы коснемся вопроса транспортировки иранского газа в Грузию и, соответственно, в Европу», — заявил Сулейман.
Часть экспертов считает, что перспектива подачи энергоресурсов из Ирана значительно увеличивает вес нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Тем более, что для его полной загрузки на сегодняшний день у Азербайджана и Казахстана нет достаточных запасов. А для Ирана этот маршрут является самым дешевым и выгодным путем импорта энергоресурсов на мировой рынок.
По словам Хухашвили, пока события вокруг Ирана не стабилизируются, говорить о подключении этой страны к проекту не стоит. На сегодняшний день Иран производит разведывательные работы на юге Каспийского моря. В случае положительного ответа правительство Ирана будет рассматривать вопрос о транспортировке части своей нефти по трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан. По запасам нефти Иран занимает второе место в мире. На сегодняшний день суточная добыча нефти в Иране составляет 4 миллиона баррелей.
Не исключено, что к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан присоединится и Израиль. Идею продления нефтепровода из турецкого порта Джейхан в направлении Израиля подал член парламента Израиля Иозиф Шагал во время своего пребывания в Баку. По его заявлению, министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев уже ознакомлен с этой инициативой.
«Участие этой страны в проекте я оцениваю положительно, а вот к заинтересованности Ирана отношусь довольно скептически — во всяком случае, пока не прекратятся события вокруг Ирана.
Я не противник капитала, откуда бы он ни шел, просто мы знаем, что энергоинвестиции России — политические, и любая новая российская инвестиция имеет не бизнес-мотивацию, а политическую мотивацию. Но это всё пустяки по сравнению с тем, что уже произошло: в руках России находится вся энергосистема Грузии, и ни о какой независимости и безопасности уже говорить не приходится», — заявляет Хухашвили.
По израильскому предложению, должен быть проведен подводный трубопровод от порта Джейхан до средиземноморского порта Ашкелон, так что, возможно, казахстанская нефть дойдет и до Израиля. По словам израильского депутата, от Джейхана до Ашкелона нефть можно будет перевозить и танкерами. От Ашкелона нефть будет перекачиваться по уже существующему нефтепроводу до другого израильского города — порта Эйлат, уже на Красном море. А оттуда ее можно будет вывозить танкерами в Индию и другие страны Азии.
Мака Харазишвили, газета «Резонанси», Тбилиси