На Ближнем Востоке
О причинах подобной заинтересованности нетрудно догадаться. Ведь таким образом, считают аналитики, Тегеран пытается не только отвлечь внимание международного сообщества от наболевшего вопроса «ядерной программы», но и с помощью «Хезболлах» суметь противостоять своему главному противнику — США. Кроме того, используя нагнетаемость обстановки, у Ирана есть все шансы обернуться лидером на Ближнем Востоке.
Ну, а главный козырь в руках официального Тегерана — это возобновление массированных поставок оружия «Хезболлах» из Ирана и Сирии. Этой картой легко разыграть недовольство Израиля и поддерживающих его США.
Подхваченная на лету международными СМИ информация о том, что Иран, практически, является основным «блоком питания» «Хезболлах», вполне может послужить сигналом к возобновлению военных действий. Как считали большинство экспертов, многое должно было проясниться от окончательного ответа иранского руководства на пакет предложений «шестерки» международных посредников (США, Россия, Китай, Великобритания, ФРГ и Франция), суливших Тегерану
Отметим, что 22 августа истек срок ультиматума в адрес ИРИ. И, как стало известно, Иран не намерен останавливать программу обогащения урана, но предложил в ответ на ультиматум мирового сообщества новую формулу преодоления кризиса. В официальном ответе ИРИ, переданном 22 августа секретарем Высшего совета национальной безопасности Али Лариджани, содержатся новые предложения Ирана по урегулированию кризиса вокруг его ядерной программы. Об этом сообщает «Эхо Москвы». В ходе встречи с послами стран пяти постоянных членов СБ ООН и Германии Лариджани разъяснил позицию официального Тегерана по некоторым спорным моментам в пакете предложений «шестерки» и выразил готовность своей страны продолжить переговоры по этим вопросам.
Напомним, что накануне официальный представитель МИД ИРИ Хамид Реза Асефи, отметив, что пакет предложений имеет различные аспекты, подчеркнул, что Тегеран намерен предложить «многомерный ответ на данный пакет». В настоящее время все еще существуют вопросы относительно некоторых частей предложенного пакета, в то время как другие его части приемлемы.
Впрочем, уже заранее можно ожидать отказа со стороны Тегерана. Ведь еще до этого руководство Исламской Республики дало понять, что не намерено принимать главное требование «шестерки». Так, в понедельник духовный лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи заявил, что Иран принял решение продолжить ядерную программу.
Джордж Буш уже заранее призвал Совет Безопасности ООН как можно быстрее решить вопрос о санкциях в отношении Тегерана, если тот не согласится до конца текущего месяца приостановить работы по обогащению ураном.
То есть, все ведет к еще большему повышению температуры и в без того накаленной обстановке на Ближнем Востоке. И весь вопрос в том, что второй
Оказаться в эпицентре событий у Азербайджана есть все шансы. К примеру, США вполне могут подкрепить свои основания по нападению на Иран тем, что эта страна финансирует и вооружает «Хезболлах». И пока Иран будет подпитывать данную проиранскую организацию, то ни о каком эффективном искоренении радикальной исламистской группировки не может идти и речи. Тем более что военная операция Израиля на юге Ливана не принесла желаемых результатов. И все эти аргументы США, несомненно, используют в случае нападения на Иран.
Граничащему с ИРИ Азербайджану при подобном раскладе придется не сладко. Насколько реальна возможность такого расклада? «Зеркало» обратилось к ряду отечественных политологов, чтобы выяснить, что они вообще думают по этому поводу.
Политолог Расим Мусабеков однозначно исключил вероятность нападения США на Иран под
Скажем так, 5 тысяч людей из организации „Хезболлах“ смогли нейтрализовать в значительной степени военную технику, считающейся в мире по счету четвертой или же пятой. Надо полагать, что то же самое может повториться в случае вторжения в Иран.
Вторгаться в эту страну обычными силами — это то же самое, что обречь себя на поражение. Поэтому не думаю, что опыт ливанской операции может вызвать у США и Израиля желание вторгнуться в Иран», — сказал Р.Мусабеков.
Другое дело, что этот же опыт может подвинуть Штаты к применению неконвенционного оружия, к примеру, нейтронной бомбы, — добавил политолог. По его словам, подобный вариант уже рассматривается в американских СМИ. Между тем, он не согласен с мнением, что, используя карту «Хезболлах», Иран таким образом пытается накалить обстановку на Ближнем Востоке и возобновить военные действия.
«Я так не думаю. В Тегеране сидят неглупые люди, они достаточно ясно понимают ситуацию. Фактически ливанская операция стала проверкой и для США, и для Израиля, и для Ирана тоже. Опыт военных действий был своего рода предупреждением. Все три страны извлекут из всего этого уроки», — подчеркнул Р.Мусабеков.
По мнению политолога, разговоры о том, что Иран поставляет в Ливан в большом количестве оружие, необосновано. Дело в том, что Иран не имеет возможностей прямых поставок оружия в Ливан, а если и имеет, то не в том количестве, о каком говорят СМИ. «Эти разговоры о массированных поставках оружия Ирана в Ливан сильно преувеличены. По крайней мере, „Хезболлах“ может вполне обойтись тем объемом поставок, которое приходится на долю Сирии. Так что в иранской помощи нет такой нужды», — отметил Р.Мусабеков.
Завершая свою мысль, политолог отметил, что, скорее всего, будет расти давление на Иран, но до военного вторжения в эту страну дело не дойдет.
Политолог Зардушт Ализаде не совсем согласен с озвученной выше постановкой вопроса. По его мнению, возможность подобной аргументации со стороны Штатов не выдерживает никакой критики. «Куда вернее было бы взглянуть на корни причин вражды „Хезболлах“ и существовавших до нее исламских организаций с Израилем, нежели обвинять их в терроризме. Наверное, сначала нужно было разобраться, почему все эти организации вели и ведут борьбу с Израилем.
Если вначале причиной конфликта можно было считать непризнание со стороны
Ведь почему действия этих организаций можно относить к разряду террористических актов, а такие же меры, применяющиеся со стороны Израиля, нет? По сути, евреи в данной момент встали на позицию такого народа и государства, которое желает другим того, чего они не желают себе», — сказал З.Ализаде.
Что касается отношения Ирана к этому вопросу, то политолог не осуждает эту страну и замечает, что Иран не оккупирует ничью территорию, он просто поддерживает организацию «Хезболлах», ведущую
З.Ализаде также не может понять претензий американцев к желанию Ирана развивать ядерную программу, когда общеизвестно, что ИРИ не имеет прямых доступов к урану и средствам доставки. «А тот природный уран, который имеется у Ирана, его от силу хватит на разработку двух бомб. Да и зачем все это Ирану, если у него нет целей нанесения ударов по ядерным объектам других стран? Элементарно взглянуть на окружение Ирана, где нет ни одного государства, с которым ему пришлось бы разбираться на языке ядерного шантажа.
Когда же некоторые неучи указывают мне на Израиль, я им прямо говорю: как может Иран ударить по Израилю, если в этой стране проживает смешанное
Так что, подчеркнул он, устраивать шумиху вокруг ядерной программы Ирана было бы не совсем верно, тем более, что МАГАТЕ не нашло никаких следов разработки ИРИ ядерного оружия. По его мнению, даже если международное сообщество в случае отказа Ирана от предложений «шестерки» предпримет в отношении его
Дж.Байрамова