Штаб вышел на очередной

Штаб вышел на очередной

Штаб вышел на очередной

Учения ОДКБ планируются на основе прогнозов развития военно-политической обстановки

В Казахстане с 23 по 27 августа проходило совместное комплексное оперативно-тактическое учение (СКОТУ) «Рубеж-2006», в котором принимали участие подразделения четырех государств, входящих в ОДКБ: Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. О нем СМИ публиковали довольно много информации. «ВПК» сегодня рассказывает об Объединенном штабе (ОШ) Организации Договора о коллективной безопасности — органе, который непосредственно занимался организацией «Рубежа» и о работе которого пока мало кому известно. «Идея создания штаба, — рассказал „ВПК“ генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, — возникла после того, когда стало ясно, что в формате СНГ невозможно создать действенную систему коллективной безопасности».

Москва. Ленинградский проспект, 41. Многим поколениями военнослужащих этот адрес хорошо известен. Долгие годы здесь располагался Штаб Организации Варшавского договора. Затем, после распада СССР, — Штаб по координации военного сотрудничества государств-членов СНГ. Но и сегодня в этих стенах по-прежнему решают вопросы обеспечения именно коллективной безопасности. Сейчас здесь располагается Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности.

Спустя три года

Понятно, что Штаб по координации военного сотрудничества СНГ большинства проблем коллективной безопасности решить не мог. «О какой коллективной безопасности можно было вести речь, если часть стран СНГ, например Грузия, Украина, Молдова, открыто заявляли о стремлении вступить в НАТО, — поясняет Николай Бордюжа. — Коллективная безопасность в военной сфере подразумевает особый уровень отношений, особый уровень доверия и исполнительности. В формате же СНГ, по оценкам экспертов, исполнялось не более десяти процентов принятых решений. Да, в военной сфере этот процент был чуть выше. Но все равно многие необходимые для создания действенной системы коллективной безопасности решения либо не подписывались всеми, либо не ратифицировались. Проведенный анализ показал, что работали, как правило, документы, подписанные шестью государствами-членами ОДКБ».
Решение не заставило себя ждать. 28 апреля 2003 г. в Душанбе Совет коллективной безопасности, членами которого являются главы входящих в ОДКБ государств, решил, «руководствуясь необходимостью создания военно-штабного органа Организации Договора о коллективной безопасности, отвечающего за реализацию задач военной составляющей Договора, создать Объединенный штаб ОДКБ». Было определено, что формирование ОШ численностью 55 человек необходимо закончить к 31 декабря 2003 г.
В соответствии с решением Совета коллективной безопасности было определено: Россия получала 34 квотных должности (исходя из того, что она вносит в бюджет ОДКБ 50%), остальные государства — по четыре должности. «Распределение должностей по квотам осуществлялось на заседании Комитета начальников Главных (Генеральных) штабов, который функционировал в формате СНГ-ОДКБ», — сообщил «ВПК» генерал-майор Сергей Чувакин, исполнявший тогда обязанности секретаря этого Комитета. «Каждое государство самостоятельно выбирало должности в объеме определенных квот. И все было предельно демократично, — вспоминает генерал. — Был составлен проект штата Объединенного штаба с пустыми клетками напротив должностей. И объявляли, скажем, должность начальника направления оперативного планирования. Какие предложения? Должность офицера-оператора… И так по всему штату».

«Полный интернационал»

«Была ли заинтересованность у государств по конкретным должностям? Да, — продолжает Сергей Чувакин. — Так, Киргизия и Таджикистан проявили интерес к подразделениям штаба, связанным с вопросами военно-технического сотрудничества и подготовки кадров и специалистов. И заняли соответствующие должности. Представитель Киргизии полковник Алымкулов — заместитель начальника отдела военно-технического сотрудничества; подполковник Достиев, представляющий Таджикистан, — замначальника отдела подготовки военных кадров и специалистов. Кроме того, в этих же отделах есть квотные должности Армении, Белоруссии, России».

Но самыми интернациональными в ОШ считаются направление оперативного планирования, направление совместной оперативной и боевой подготовки и отдел совместных (объединенных, региональных) систем. В них служат представители всех шести государств — и этому, даже исходя из наименований подразделений, вряд ли стоит удивляться. Сейчас, после восстановления членства в Организации Республики Узбекистан, в штабе ждут представителей этого государства. Пока, как стало известно «ВПК», Ташкент не определился с должностями, которые хотел бы получить. В ОШ полагают, что проблем с этим не будет, так как при согласии сторон квотные должности государств могут меняться. Впрочем, на Ленинградском проспекте, 41 ждут не только представителей Узбекистана. Только в нынешнем августе (то есть спустя полтора года после начала функционирования штаба) назначила своих «квотников» Белоруссия. Произошло это после того, как эта республика стала председательствовать в ОДКБ.
На свои квотные должности любое государство вправе, по большому счету, назначить кого захочет — хоть лейтенанта на полковничью должность. Но, как подчеркнули в ОШ, негласное джентльменское соглашение, заключенное при распределении квотных должностей, о поддержании должного уровня направляемых в штаб офицеров неукоснительно соблюдается. «Сегодня в штабе нет ни одного человека без высшего военного образования. Это значит, что все наши офицеры окончили военные академии, — с удовлетворением подчеркивает заместитель начальника ОШ генерал-лейтенант Владимир Шутько. — И у нас еще не было случая, когда направленного для прохождения службы в штабе офицера мы отправили бы назад из-за его слабой подготовки. А вот обратных примеров достаточно. Например, представители Киргизии и Таджикистана после двухлетней службы в Объединенном штабе при возвращении на родину получили назначения на вышестоящие должности: один стал первым заместителем начальника оперативного управления Главного штаба, второй — начальником противовоздушной обороны регионального командования».
За два с половиной года функционирования штаба из 48 его офицеров 27, то есть больше половины, получили очередные воинские звания. Характерно, что в связи с особенностью структуры ОШ и звания его сотрудникам присваивают особенным порядком. Нет, фактически звание присваивает тот, кому это и положено, — министр обороны направляющего государства. А вот представление на звание пишет начальник Объединенного штаба. Поскольку же должность эта ротационная и начальником ОШ назначается начальник Генерального (Главного) штаба вооруженных сил государства, председательствующего в Организации (при совмещении обеих должностей), то представление на присвоение очередного звания российскому офицеру мог подписывать начальник Главного штаба ВС Республики Таджикистан, а таджику, в свою очередь, начальник белорусского Генерального штаба.

Двадцать пять задач

«Объединенный штаб является постоянно действующим рабочим органом ОДКБ и Совета министров обороны ОДКБ, отвечающим за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей Договора о коллективной безопасности, — рассказывает первый заместитель начальника ОШ генерал-полковник Иван Бабичев.
- По решению Совета в соответствии с Протоколом от 25 мая 2001 года о порядке формирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-членов ОДКБ Объединенный штаб может преобразовываться в межгосударственный орган военного управления силами и средствами системы коллективной безопасности с задачами координации взаимодействия региональных группировок войск и объединенных систем, военно-технического сотрудничества в рамках общей системы коллективной безопасности».

В функции Объединенного штаба входят:
- разработка и развитие теоретических положений военной стратегии, концептуальных основ создания и функционирования системы коллективной безопасности (региональных систем коллективной безопасности);
- обобщение и оценка информации о военно-политической обстановке в регионах коллективной безопасности;
- подготовка предложений по оперативному (боевому) применению войск (сил) на стратегических направлениях (районах, регионах);
- подготовка предложений по боевому составу, комплектам войск (сил);
- подготовка предложений и по оперативному оборудованию территорий государств-членов и координация совместного использования объектов военной инфраструктуры:
И еще добрых два десятка задач соответствующего уровня. Для их решения в ОШ есть необходимые подразделения. Но, как и любая система обеспечения военной коллективной безопасности, военная составляющая ОДКБ держится на «трех китах»: оперативное планирование, совместная оперативная и боевая подготовка; военно-техническое сотрудничество; подготовка кадров и специалистов.

«Исходя из прогнозов…»

Вернемся к «Рубежу-2006». В штабе есть Управление координации планирования применения и подготовки Вооруженных Сил. Весь август там — горячая пора. СКОТУ — это практически главный экзамен года для Центрально-Азиатской группировки ОДКБ, в составе которой части и подразделения России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Учения проходят по очереди на территории государств региона. В 2004 г. — в Казахстане и Киргизии, в 2005 г. — в Таджикистане. В текущем году «полем боя» стал запад Казахстана. Напомним, тему «Рубежа-2006»: «Подготовка и ведение совместной операции сил и средств системы коллективной безопасности на приморском направлении Республики Казахстан». В учении было задействовано около 2,5 тыс. военнослужащих, более 60 единиц бронетехники, около 50 орудий и минометов, свыше 35 самолетов и вертолетов, а также 14 боевых кораблей и судов обеспечения. Организация и проведение СКОТУ — полностью «на плечах» Управления координации планирования применения и подготовки Вооруженных Сил. «Учение „Рубеж-2006“ проводилось с целью повышения уровня взаимодействия между постоянно действующими рабочими органами системы коллективной безопасности, органами управления вооруженных сил государств ОДКБ, — пояснил начальник управления генерал-майор Сергей Чувакин. — В ходе учения планировалось на практике проверить эффективность алгоритма работы органов управления и войск в подготовке и ведении совместной операции, повысить выучку подразделений группировки войск системы коллективной безопасности. И это получилось». Два заместителя начальника управления — полковники Котович и Кормильцев, отвечающие за вопросы оперативного планирования и совместной оперативной и боевой подготовки, несколько недель находились в Казахстане.
«В ходе СКТОУ впервые были отработаны вопросы взаимодействия между всеми видами и родами войск Вооруженных Сил: Сухопутными войсками, ВВС и ВМФ. Впервые в формате ОДКБ была произведена одновременная высадка воздушного и морского десантов», — счел нужным отметить Сергей Чувакин. В основу замысла учения, признал генерал, положен один из вариантов событий, которые могут произойти в Центрально-Азиатском регионе. «Замысел учения лишь условно можно считать, простите за повтор, условным, — уточнил начальник управления. — Мы никогда не притягивали тему, что называется, за уши. Учения планировали исходя из прогнозов развития военно-политической обстановки в регионе».
«Что самое трудное в подготовке многосторонних учений?» — задаю вопрос генералу. Ответ Сергея Чувакина привожу полностью: «Если условно разбить подготовку учения на два этапа — теоретический, когда идет работа только с документами, и практический, когда начинается настоящая деятельность войск и штабов, — то на первом этапе самое сложное — согласовать вопрос привлекаемых сил и средств, исходя из предлагаемого замысла „Рубежа“. Этот вопрос сложен не потому, что государства не проявляют интереса к подобным мероприятиям. Проблема, скорее, в финансах. Например, „Рубеж-2006“ проходил, как известно, на западе Казахстана, на берегу Каспия. Представьте, какие средства нужны Таджикистану, Киргизии, чтобы перебросить в район учения за несколько тысяч километров свои подразделения. На этапе непосредственной подготовки к учениям, когда в работу уже включаются подразделения и штабы, особых проблем нет. В том числе во время пересечения нашими силами границ государств. Все происходит в рамках действующих в формате ОДКБ соглашений. Например, Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, где оговорены все необходимые процедуры».
Еще один вопрос: «В учении ОДКБ впервые были задействованы боевые корабли. Причем не только российские, но и казахстанские. Но разве в составе Коллективных сил быстрого развертывания — КСБР, являющихся военной группировкой ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе, есть военно-морская составляющая?». «Учения „Рубеж“ с первого года проведения, 2004-го, мы никогда не планировали как учения только Коллективных сил быстрого развертывания, — разъясняет генерал. — Этим учениям, исходя из задач ОДКБ, всегда придается комплексный характер. То есть обеспечение не только военной безопасности государств, входящих в ОДКБ, но и противодействие терроризму, наркотрафику, нелегальной миграции. Поэтому для участия в „Рубеже“ привлекаем как Коллективные силы быстрого развертывания, так и другие силы и средства, которые считаем необходимыми. И обязательно, если не подразделения, то оперативные группы от других силовых ведомств: МВД, МЧС, спецслужб: Что касается военно-морской составляющей, то по решению Совета министров обороны ОДКБ разрешено для усиления группировки привлекать силы, не входящие в КСБР. В данной ситуации — это части морской пехоты и корабли Каспийской флотилии Российской Федерации. Отмечу, что усиливалась не только российская группировка, но и казахстанская — авиацией, морскими силами, сухопутными подразделениями и подразделениями обеспечения».

Школьная пора

В августе нет отпускного настроения и в отделе подготовки кадров и специалистов. И это понятно: скоро новый учебный год. А он в формате ОДКБ особенный. В июне 2005 г. главы государств подписали Соглашение о подготовке военных государств-членов ОДКБ. Документом предусматривается, что кадры будут готовиться на льготной и безвозмездной основе во всех странах, входящих в Организацию. «Основная нагрузка в выполнении этого Соглашения ложится на Россию, — рассказывает начальник отдела подготовки кадров и специалистов полковник Алексей Селюков. — И это объяснимо: Россия располагает самой разветвленной сетью военных учебных заведений по всем специальностям, необходимым Вооруженным Силам. Потребность же армий некоторых государств ОДКБ в отдельных специалистах составляет единицы, создавать под это количество полноценную учебную базу расточительно и нецелесообразно. Гораздо выгодней готовить на имеющейся в России базе, а высвободившиеся денежные средства направлять на другие цели. Но вузы с отличной материально-технической базой и прекрасным профессорско-преподавательским составом есть не только в России, но и Казахстане, Белоруссии. И в формате ОДКБ используется их потенциал. Например, Казахстан уже готовит военнослужащих для Киргизии, Белоруссия — для Армении».
В ноябре 2005 г. Совет министров обороны государств — членов ОДКБ рассмотрел перечень военно-учебных заведений, в которых будет осуществляться совместная подготовка военных кадров. «В этом перечне 45 российских военно-учебных заведений, — напоминает Алексей Селюков. — В Белоруссии — 6, Казахстане — 3. И по одному учебному заведению в Армении, Киргизии и Таджикистане. В список вошли практически все вузы, готовящие специалистов, в которых есть потребность у направляющей стороны. Но установленный перечень можно расширять. Совету министров обороны ОДКБ дано такое право. И если у какого-либо из государств возникла необходимость обучения военных кадров в другом вузе, этот вопрос можно представить на утверждение Совета министров обороны. Не исключаю, что перечень будет расширен и в связи с восстановлением членства в Организации Республики Узбекистан. В Узбекистане достаточно хорошая военно-учебная база еще советских времен. Это ташкентские общевойсковое и танковое командные училища, Самаркандское автомобильное:».
Отметим, что объем льготной подготовки военных кадров весьма значителен. Только Россия ежегодно предоставляет квоту на 800 мест в своих военных вузах. Впрочем, и без проблем не обходится. Например, в том же Соглашении прописан статус обучающегося военнослужащего. А о его семье почему-то забыли. И теперь, скажем, семьи армянских военнослужащих обязаны раз в год покидать пределы России. Не важно куда, но выехать. Иные выезжают на Украину, иные, обучающиеся в вузах, дислоцированных на территории Приволжско-Уральского военного округа, — в Казахстан.
Кстати, перечень вузов, в которых предусматривается льготная подготовка кадров, утвержден Советом министров обороны. А в Белоруссии, скажем, значительная часть офицеров готовится на военных кафедрах гражданских вузов. Последние, естественно, не подчиняются Минобороны, а замыкаются на Министерство образования. Есть проблемы и языковые. В Армении и Узбекистане, в частности, обучение в военных вузах уже ведется только на государственных языках. Так что Объединенному штабу придется решить еще немало вопросов, чтобы подготовка военных кадров в формате ОДКБ соответствовала задачам коллективной безопасности.

Виталий Струговец

Оценить статью
(0)