В ходе переговоров, проходивших за закрытыми дверями,
29 августа Коидзуми посетил Ташкент в рамках центральноазиатского турне, направленного на расширение доступа Японии к природным ресурсам региона. Согласно официальным сообщениям, полуторачасовая встреча между японским и узбекским лидерами была посвящена инвестициям в энергосектор и перспективам торговых отношений. Лидеры подписали также соглашение об обменах в сфере образования. Выступая по государственному телевидению, Каримов сказал, что встреча дала «важный импульс развитию и углублению плодотворного сотрудничества между нашими странами».
Согласно источнику в узбекском МИДе, в той части беседы, которая осталась неосвещенной в печати, Коидзуми настоятельно советовал Каримову наладить отношения с Соединенными Штатами. После андижанских событий в мае 2005 г. в
«Японцы предложили помочь нам наладить отношения с Америкой», сказал сотрудник узбекского Министерства иностранных дел, пожелавший сохранить анонимность. «На переговорах был затронут вопрос о восстановлении наших отношений с Соединенными Штатами, и Узбекистан принял к рассмотрению эту идею».
Первый признак возможного восстановления отношений появился в начале августа, когда помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Ричард Баучер прибыл в Ташкент на встречу с Каримовым и министром иностранных дел Владимиром Норовым. Это первый после почти годичного перерыва визит высокопоставленного американского дипломата в Узбекистан.
Согласно распространенному госдепартаментом сообщению, Баучер передал узбекскому руководству, что Вашингтон хочет сохранить каналы коммуникации с Ташкентом. Несмотря на резкое падение американского влияния в Узбекистане после андижанских событий, Вашингтон заинтересован в продолжении сотрудничества с узбекским руководством по стратегически важным для региона вопросам, включая борьбу с радикальным исламизмом и наркоторговлей.
Сразу же после андижанской бойни узбекские власти предприняли акции, направленные на удушение гражданского общества. Независимым СМИ заткнули рот, неправительственные организации были закрыты. Но даже в ситуации готовности сторон к возобновлению диалога Ташкент не прекращает репрессий. Например, 30 августа суд города Ташкента принял решение о фактической ликвидации представительства американской неправительственной организации Partnership in Academics and Development (Партнерство по академическому образованию и развитию). Согласно сообщениям в прессе, узбекские власти обвинили членов этой организации, способствующей официальным контактам в образовательной сфере между Узбекистаном и Западом, в неподобающей деятельности, направленной на обращение узбеков в христианство.
«Мы, конечно, серьезно расходимся в оценке андижанских событий и ситуации с правами человека», сказал Баучер 9 августа во время
Баучер попытался также пробудить интерес узбекских властей к выдвигаемой Соединенными Штатами идее создания системы энергоснабжения, которая связала бы государства Центральной и Южной Азии. В Вашингтоне этот план рассматривается как способ ослабления российского влияния в Средней Азии.
Баучер отказался отвечать на вопрос о том, будут ли отношения между США и Узбекистаном восстановлены в ближайшем будущем. «Это зависит от действий обеих сторон… С нашей стороны, мы хотели бы сделать такую попытку. Однако посмотрим, что будет происходить».
В ходе визита Коидзуми в Узбекистан японские представители призвали своих узбекских коллег к сотрудничеству с международным сообществом в вопросах улучшения положения с гражданскими правами и экономическими реформами, отметил сотрудник узбекского МИДа. Акцентируя внимание на этом вопросе, японские представители ссылались на опыт экономического развития своей страны после Второй мировой войны, когда Токио последовал предложенному американцами курсу и спустя несколько десятилетий после окончания войны достиг стабильности и процветания.
В ходе встречи с Каримовым Коидзуми затронул вопрос о распространении ядерного оружия, в частности об иранской ядерной программе. Ташкент, как и Соединенные Штаты, выступает против усилий Ирана, предположительно направленных на создание ядерного оружия. По мнению узбекского чиновника, совпадение мнений по этому вопросу может стать отправным пунктом для возобновления сотрудничества между США и Узбекистаном.
«Они [японцы] заявили, что иранский вопрос может стать хорошим началом и что Америка найдет применение нашей помощи по Ирану», сказал сотрудник узбекского министерства иностранных дел.