Россия внимательно наблюдает за расширением туркмено-китайского экономического сотрудничества

Россия внимательно наблюдает за расширением туркмено-китайского экономического сотрудничества

Россия внимательно наблюдает за расширением туркмено-китайского экономического сотрудничества

Перспективы экономического сотрудничества между Туркменистаном и Китаем способны существенно изменить энергетическую ситуацию в Центральной Азии. Россия, диктующая свои цены благодаря контролю над экспортными маршрутами, может оказаться в серьезном проигрыше в случае дальнейшего развития туркмено-китайского сотрудничества. Однако многие эксперты сомневаются в том, что непредсказуемый лидер Туркменистана Сапармурат Ниязов способен выполнить все свои экспортные обещания.

21 августа правительства Туркменистана и Китая подписали ряд экономических и технических соглашений. Выступая по телевидению, Ниязов назвал это событие «поворотным пунктом в [двустороннем] масштабном политическом, экономическом и культурном сотрудничестве». Ниязов сказал также, что обе страны продолжат работу над проектом трубопровода, и который позволит Ашгабату поставлять в Китай 30 млрд. кубометров газа ежегодно. Завершение строительства этого трубопровода намечено на 2009 г. Вопрос о строительстве трубопровода был обсужден в первый раз во время визита Ниязова в Пекин в апреле этого года.

Туркмено-китайские газоэкспортные планы представляют очевидную угрозу для достигнутого ранее 25-летнего соглашения о поставках российскому конгломерату «Газпром» 80 млрд. кубометров газа. «’Газпром’ может оказаться в трудной ситуации», говорится в комментарии, размещенном на сайте Profile.ru. «Если Ашгабат начнет отправлять газ в Китай в срок, никто не сможет гарантировать, хватит ли у Туркменбаши газа для продолжения поставок ‘Газпрому’».

Ежедневная деловая газета «Коммерсант» настроена более пессимистически. Ненадежность поставок из Туркменистана приведет к тому, что российский конгломерат «Газпром» «столкнется с проблемами, касающимися выполнения европейских экспортных соглашений и [снижения] собственных доходов».

Россия может оказаться под ударом не только в том, что касается импорта; пострадать может и экспорт. Во время своего мартовского визита в Пекин российский президент Владимир Путин обещал построить газопровод, соединяющий Россию и Китай и способный поставлять в Китай до 80 млрд. кубов газа в год. По проекту строительство маршрута должно завершиться к 2011 г. По мнению российских аналитиков, стоимость российского и туркменского проектов примерно одинакова и составляет 10 млрд. долларов. Однако туркменский вариант может понравиться китайцам больше, поскольку обещает начало эксплуатации трубопровода на два года раньше российского.

«Если у туркменского проекта есть технико-экономическое обоснование и нет проблем с финансированием, то можно ожидать, что он будет реализован в срок», заявил сайту Gazeta.ru аналитик МДМ-банка Андрей Громадин. Если же Пекин решит выбрать туркменский газ, Россия может забыть о своих амбициозных планах продажи топлива в Китай, говорят некоторые эксперты.

Китайский маршрут не единственный, который в настоящий момент находится на рассмотрении Туркменистана. За неделю до встречи с глазу на глаз с китайским руководством Ниязов обсудил с заместителем помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Стивеном Манном возможности строительства трубопроводов по Каспийскому морю, а также через Афганистан — в Пакистан и Индию.

После переговоров с Манном Ниязов повторил, что его страна придерживается «курса на создание многовариантной трубопроводной системы». Вашингтон проявляет особый интерес к новому газопроводу из Туркменистана в Пакистан. Маршрут, получивший название ТАП, считается конкурентом поддерживаемого «Газпромом» проекта трубопровода из Ирана в Пакистан. Азиатский банк развития завершил недавно технико-экономическое обоснование проекта ТАП, однако главным препятствием для начала строительных работ остается политическая нестабильность в Афганистане.

По мнению некоторых экспертов, план «диверсификации энергоэкспорта», выдвигаемый Туркменистаном, страдает серьезными изъянами, в частности страна не располагает достаточными ресурсами для выполнения своих обязательств. В настоящий момент Туркменистан производит ежегодно около 60 млрд. кубометров газа, 75% которого идет на экспорт. По условиям уже подписанных контрактов Туркменистан должен будет поставить к 2009 г. своим основным партнерам, России, Украине и Ирану, почти 100 млрд. кубометров газа. Если добавить соглашение с Китаем, то обязательства Туркменистана вырастают до 130 млрд. кубов. По общему мнению, это задача невыполнима.

По мнению аналитиков, Ниязов, скорее всего, пытается воспользоваться энергетическими отношениями с Пекином как рычагом на переговорах с Россией и Украиной по вопросу о цене туркменского газа. Политика Ашгабата очевидна, говорит аналитик Института проблем естественных монополий Алексей Громов, — он пытается разжечь соперничество между главными потребителями газа и обеспечить себе наиболее выгодную переговорную позицию в вопросе о цене экспортируемого газа.

«В таких условиях жесткой конкуренции стран за газ Туркмении у Ниязова есть прекрасный повод для повышения цены», говорится в комментарии на веб-сайте Politcom.ru. «Более того, китайский проект „отрезвляюще“ действует и на Москву: если контракт по приемлемой для Туркмении цене не будет подписан, то газ может достаться Китаю».

Впрочем, не все российские аналитики обеспокоены туркмено-китайским проектом. «На протяжении всей постсоветской истории взаимоотношений „Газпрома“ с Туркменистаном регулярно происходили и происходят подобные конфликты», говорится в редакционной статье, размещенной на веб-сайте Materik.ru. «И всегда в конце концов из них находился какой-то выход, который устраивал и Москву и Ашгабат. Поэтому мрачные прогнозы, скорее всего, и на этот раз не сбудутся».

Игорь Торбаков, независимый журналист и историк, специалист по СНГ.

Оценить статью
(0)