Судьба проекта Одесса-Броды-Плоцк в руках Азербайджана?

Судьба проекта Одесса-Броды-Плоцк в руках Азербайджана?

Судьба проекта Одесса-Броды-Плоцк в руках Азербайджана?

Украинские эксперты опасаются, что в ближайшие годы Киеву не удастся подписать контракты на поставки каспийской нефти, пишет польское издание Rzeczpospolita. Несмотря на это, они все же предлагают начать строительство трубопровода из Бродов (Львовская область) в польский Плоцк, а когда он будет готов — нефть все равно пойдет.

Украинский президент до сих пор не получил не только никаких конкретных предложений, но даже обещаний поставок нефти из Казахстана или Азербайджана. Недавний визит Виктора Ющенко в Баку также не принес ожидаемых результатов, а киевская пресса после этого писала, что президент напрасно «рыщет» по всему миру в поисках нефти.

В столице Азербайджана он говорил, что Украина должна покупать в год 4,5–5 млн. тонн нефти из нашей страны. Эксперты считают, что ее цена будет слишком высока, а президент Алиев признал, что не намеревается делать специальных скидок украинским партнерам. «Официальный Баку ответил, что новые возможности диверсификации поставок нефти на мировые рынки появятся, но не ранее, чем через два-три года», — писал недавно украинский еженедельник «Деловая столица».

Несмотря на это, украинские аналитики считают, что все равно стоит строить нефтепровод из Бродов в Польшу. «Логика казахских или азербайджанских властей такова: сначала постройте трубопровод, а потом поговорим о поставках», — говорит известный аналитик по топливным вопросам Михаил Гончар. Он считает, что ни одна прикаспийская страна не согласится на другую формулу, пока строительство находится в фазе проведения анализа. «Уже теперь появляются конкурирующие нефтепроводы, так что необходимо действовать быстро. Отсутствие политической воли и конкретных шагов в этом вопросе вызывает беспокойство», — добавляет Гончар.

"В подготовке инвестиций принимают участие польская государственная фирма PERN Przyjazn и «Укртранснафта», которые создали совместную компанию «Сарматия». Все же кажется мало вероятным, чтобы польская сторона приняла решение о начале строительства участка трубопровода из Бродов в нашу страну без конкретных договоров, — пишет Rzeczpospolita. — Тем более что в течение многих месяцев стоял незаполненным весь отрезок трубопровода Одесса-Броды длиной в несколько сот километров. Чтобы не увеличивать потерь, украинские власти согласились предоставить трубу российским концернам. Они качают свое сырье в Одессу (то есть в противоположном направлении), где его перегружают на корабли и отвозят далее.

Без соглашений с производителями сырья из Казахстана или Азербайджана «Сарматии» сложно будет вести переговоры как о получении кредита на строительство, так и об условиях продажи потенциальным покупателям сырья. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 0,5 млрд. долларов, в первой фазе нефтепровод должен транспортировать по 15 млн. тонн сырья в год. Правда, инвестиции, которые поддерживает Европейская комиссия, могут получить дополнительное финансирование от европейских банков, таких, как ЕБРР или Европейского инвестиционного банка, но даже они не предоставят кредита без уверенности в рентабельности предприятия.

Единственным выходом из положения кажутся не политические шаги, а непосредственные переговоры с фирмами, которые разрабатывают месторождения в бассейне Каспийского моря. Многие месяцы люди, связанные с проектом, говорили о возможности участия американских нефтяных концернов. Недавние визиты польских политиков в Вашингтон должны были ускорить весь процесс, но конкретных результатов нет. Возможно, переговоры вести будет легче, когда представители «Сарматии» представят руководству концернов подробный бизнес-план. Консультанты компании как раз заканчивают работу над ним".

Для нас в первую очередь интересен вопрос о том, насколько действительно Азербайджан заинтересован экономически в поставках своей нефти на мировые рынки, в том числе через территорию Украины и Польши. Ведь и сейчас наша страна имеет возможность экспортировать ее через имеющиеся трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку- Супса и Баку-Новороссийск. Интересен и политический аспект проблемы — быть может, Азербайджану стоит решиться на гарантии поставок через Украину, исходя хотя бы из того, что наши государства официально являются стратегическими партнерами, и оба входят в состав международной региональной организации ОДЭР ГУАМ.

Экс-президент Госнефтекомпании АР Сабит Багиров в своем комментарии на эту тему прежде всего отметил, что «азербайджанскую по происхождению нефть продает не только азербайджанское правительство в лице ГНКАР, но и другие, иностранные компании в рамках различных контрактов». «Поэтому решение тут может принимать не только правительство Азербайджана. Оно может распоряжаться только той нефтью, которая принадлежит нам. Поэтому уже часть нефти как бы отсекается. Что же касается строительства украинско-польского трубопровода без гарантий, то тут надо учитывать, что на рынке Черного моря ежегодно появляется примерно 100 млн. тонн нефти. Куда она пойдет, зависит от условий транспортировки. То есть, если Украина совместно с Польшей предложит лучшие тарифы, почему бы не продавать эту нефть им? Владельцы всегда выбирают дешевый путь, если только они не везут сырье на свой перерабатывающий завод. Поэтому, конечно же, азербайджанскому правительству сейчас трудно давать какие- то гарантии, это можно понять. Но, с другой стороны, если уж правительство Украины так заинтересовано в поставках азербайджанской нефти через свою территорию, то оно тоже должно указать более определенные ориентиры своей тарифной политики и тоже гарантировать эти ориентиры, хоть это и непросто. Только в этом случае заранее могут быть даны гарантии со стороны поставщиков. Мне представляется, что поскольку рынок Черного моря обладает потенциалом предложения, то, наверное, стоит построить трубу. Но при этом надо принимать во внимание, что если ставить тяжелые условия поставщикам (в виде высоких тарифных ставок), то, конечно, эта труба потом окажется непривлекательной».

«Азербайджану трудно определиться с этим вопросом, поскольку он учитывает ревностное отношение России, которую мы тоже считаем стратегическим партнером, — говорит политолог Эльдар Исмаилов. — Но у нас есть много стратегических партнеров. Такие же наши стратегические партнеры Америка, Франция и Польша. Поэтому Азербайджан не торопится с дачей ответа Украине, и это вполне оправданно. В конечном итоге, мое мнение, Азербайджан даст такое согласие, поскольку этот вопрос и экономически очень важен для стран-потребителей, и политически серьезен для одного из наших стратегических партнеров. Который, конечно же, будет настаивать на участии Азербайджана в реализации этого проекта. Как говорят в кино, этот партнер сделает Азербайджану такое предложение, от которого мы никак не сможем отказаться. Поэтому, я думаю, в ближайшей перспективе мы дадим согласие на поставку своей нефти через Украину и Польшу. Но, конечно же, они начнут строить трубу, и гарантия того, что Азербайджан и Казахстан проект поддержат, будет дана некоторыми великими державами. Мы понимаем, что значит наша нефть для Польши и Украины, но, конечно, очень серьезные возражения будут у России, которая лишается большого рынка сбыта стратегического сырья».

Р.Оруджев

Оценить статью
(0)