Всякий раз, когда Европа ведет себя так, как повела в случае с торговыми преференциями для Беларуси, возникает впечатление, что в ее поведении не хватает двух вещей — искренности и прямоты.
Сказали бы: нас не волнует вопрос ущемления прав свободных профсоюзов Беларуси. Или: нас он волнует, но не настолько, чтобы мы лишали себя ваших нефтепродуктов и удобрений. Или: разберитесь вы сами с вашими правами и профсоюзами, а мы будем с вами торговать, пока нам это выгодно. Вместо этого очередные мутные фразы о том, что голосование отложено «по техническим причинам», а Минск, возможно, «пойдет на некоторые уступки в отношении прав профсоюзов на встрече с представителями МОТ».
Эксперт Совета по внешней политике Германии, автор политической биографии Владимира Путина, влиятельный западный
- После того как 12 октября ЕС в очередной раз отложил голосование по вопросу о лишении нашей страны торговых преференций, отношение Европы к белорусскому режиму стало окончательно непонятным. С одной стороны, она заявляет о нарушении прав человека и профсоюзов, с другой — воздерживается от конкретных шагов по их защите…
- С моей точки зрения, все как раз предельно понятно. В Европе есть разные приоритеты в отношении Беларуси, и сама она не говорит одним голосом.
Политики, которые занимаются непосредственно «белорусским вопросом», хотят видеть вашу страну демократическим государством и делают все для того, чтобы побудить режим Лукашенко изменить внутреннюю политику.
Но всякий раз, когда на горизонте появляется перспектива объединения Беларуси с Россией (точнее, когда
Последние заявления Путина о повышении цен на газ с 2007г. для белорусов активизировали в европейских политиках некий «украинский рефлекс»: надо во что бы то ни стало защитить Беларусь от русского медведя. И с точки зрения здравого смысла, и с точки зрения истории
«Лукашенко — не Хусейн и не Милошевич»
- Есть мнение, что поведение Европы обусловлено отнюдь не желанием защитить Беларусь от России, а сугубо экономическими мотивами. Для западноевропейских стран мы являемся крупным экспортером энергоресурсов и, введя санкции, ЕС накажет прежде всего себя…
- Безусловно, не следует забывать и об экономике. Именно экономика является причиной того, что, например, статус ассоциированного члена ЕС не получила Украина. Что касается Беларуси, то ее экспорт на Запад удобрений и продуктов нефтепереработки, безусловно, имеет значение.
- Как вы относитесь к идее отмены торговых преференций для Беларуси? Введение санкций может способствовать соблюдению прав профсоюзов в такой системе, какую представляет собой режим Лукашенко?
- На мой взгляд, любые санкции в отношении Беларуси неверны. Может быть, я скажу
А потому было бы лучше, если бы Европа проводила в отношении Беларуси политику, которую она реализовывала с СССР, — «перемены через торговлю». Первое, что нужно для этого обеспечить, — введение безвизового режима. Чем больше молодых белорусов — студентов, бизнесменов — попадет на Запад, тем больше европейского настроения они привезут на родину. Беларусь рано или поздно станет европейской страной, это только вопрос времени. И Европа может подтолкнуть Беларусь к этому. Через санкции, естественно, эту ситуацию можно только ухудшить.
«Евросоюз довольно эгоистичен»
- Но пока речь об отмене виз не идет. Более того, вовсю обсуждается возможность их удорожания!
- Это происходит потому, что Евросоюз довольно эгоистичен, думает прежде всего о себе, о том, как закрыть свой рынок.
Несколько лет назад брюссельские бюрократы совершили катастрофическую ошибку, отказавшись от идеи расширенной Европы. С тех пор такие страны, как Беларусь, Украина, Молдова, Армения, Грузия рассматриваются наряду с государствами Северной Африки. По отношению к белорусам действуют те же правила, что для египтян, ливийцев, тунисцев, марокканцев. О Беларуси и Украине говорят в контексте политики европейского соседства, но не политики вступления.
Европа закрывается. Те, кто не успел в нее вступить, остаются на обочине. Для стран, которые ищут путей присоединения к ЕС, эта ситуация очень драматична. Она вредна и для Европы, поскольку кастрирует всякие возможности построения дальнейшей внятной политики на европейском континенте. Я убежден, что нам нужно возводить общеевропейский дом. Отказ от этого подхода ведет лишь к появлению новых культурных, цивилизационных, религиозных, экономических и, в конце концов, даже оборонных границ. Последнее особенно горько после окончания «холодной войны».
Успокаивающий газопровод
- Политолог Станислав Белковский полагает, что любые попытки России давить на Беларусь в вопросе цен на энергоносители неэффективны, т.к. через Беларусь идет российский газовый транзит на Запад. Поможет ли России избавиться от этой зависимости инициатива о создании газораспределительного центра в Германии, озвученная Путиным в Дрездене?
- От головных болей, связанных с транзитом, всех нас — Европу, Россию и Беларусь — избавит новый газопровод, который пройдет по дну Балтийского моря. Он выгоден не только России и Европе, он выгоден и транзитным государствам. Ведь газ все равно будет поступать в Европу через Беларусь, Украину и Польшу. Но будет третья, страхующая ветка, которая успокоит европейцев и снимет все их вопросы о надежности поставок российского газа, заставит их отказаться от поиска альтернативы ему.
Диссидент Милинкевич
- Один из лидеров белорусской оппозиции Александр Милинкевич много времени проводит на Западе, поднимая «белорусский вопрос» на разных уровнях. Имеют ли эффект эти усилия и не является ли отказ ЕС от голосования по вопросу о преференциях следствием провала внешнеполитической деятельности оппозиции?
- Милинкевич — не Ющенко, который, будучи оппозиционным политиком, был известен, обладал репутацией и политическим весом, имел собственных олигархов, которые его поддерживали внутри страны.
Милинкевич, к сожалению, пока развивает свою политическую деятельность на
Но дело не только в Милинкевиче. Как я уже сказал, для Европы гораздо большим пугалом, чем Лукашенко, является Россия. Есть страх, что, если ситуацию в Беларуси раскачать, если довести до революции, это приведет не к отдалению Беларуси от России, а к приходу к власти пророссийски настроенного политика. Итогом подобных действий может стать поглощение Беларуси Россией. Запад от этого только проиграет. Здесь это обстоятельство рассматривается как стратегически важное. Поддержка белорусской оппозиции оставляет желать лучшего, в т.ч. и
«С Беларусью бизнес идет лучше, чем с Украиной»
- Кроме того, нельзя быть циником, но ведь бизнес в Беларуси
Я не ставил бы эти интересы на первое место, но они существуют. Фактом является и то, что с Беларусью бизнес идет лучше, чем с Украиной. У вас лучше защищены инвестиционные права, работать можно напрямую с чиновниками, коррупции меньше.
Способы свержения Лукашенко себя исчерпали. Революции, прокатившись по регионам, нигде, кроме Грузии, позитивных плодов не принесли. В отдельных странах они даже ухудшили ситуацию — и в плане коррупции, и в плане демократии.
В Беларуси оппозиция тоже предприняла попытку на волне новых веяний на постсоветском пространстве создать плацдарм для изменений. Но это не увенчалось успехом. В Узбекистане
«Полной блокады Беларуси не будет»
- Из ваших слов можно сделать вывод, что Европа отчаялась повлиять на ситуацию здесь и отныне будет сотрудничать с режимом Лукашенко…
- Поймите, никто здесь не хочет поддерживать Лукашенко. Иногда даже наоборот. Но факт остается фактом: он не угрожает Западу. Не хочу показаться циником, но давайте проанализируем. СССР Западу угрожал. Иранский президент Ахмадинежад Западу угрожает. Милошевич напал на косовских албанцев и тоже Западу угрожал. Лукашенко прямой и явной угрозы никак не представляет. Он не раздразнил Запад настолько, насколько раздразнили его упомянутые мной страны и лидеры.
С моральной точки зрения все эти притеснения оппозиции — жуткие, их критикуют на Западе, но черту, за которой может последовать гораздо более жесткая политика и реакции, ваш президент не переступает.
Нужно признать и существование
СПРАВКА «БелГазеты». Александр Рар в 1988г. окончил Мюнхенский университет. В 1977–85гг. — сотрудник исследовательского проекта о советских руководителях при Федеральном институте восточноевропейских и интернациональных исследований в Кельне; в 1982–94гг. — сотрудник исследовательского института Радио «Свобода» (Мюнхен); в 1990г. — исследовательская работа в парламенте СССР; в 1992–95гг. — неофициальный советник генерального секретаря Совета Европы. С 1994г. — эксперт Совета по внешней политике (специализация — Россия и СНГ). Автор книги «Владимир Путин. Немец в Кремле».
Виктор Мартинович, "БелГазета"