«Речь идет об исключительно важном шаге для обеспечения энергетической безопасности нашей страны». Эти слова Паоло Скарони, представитель итальянской газовой компании ENI на церемонии подписания договора с «Газпромом», произносит с особой четкостью. По его мнению, заключенная 14 ноября сделка с российским монополистом является «исторической».
В свою очередь российская сторона поздравляет себя с получением прямого доступа на итальянский рынок. «Впервые у нас появилась возможность напрямую продавать газ в материковую часть Европы», — подчеркивает представитель «Газпрома».
Начиная с 2007 года, «Газпром» начнет продавать свой газ на итальянский рынок, объемы поставок с 2010 года и вплоть до истечения действия контракта в 2035 составят 3 млрд. кубометров. До настоящего времени ENI, кстати, первый клиент российского концерна, продавал весь газ приобретаемый у «Газпрома», под своим брэндом. И хотя пока в ENI не говорят, в каком точно виде «Газпром» будет реализовывать свое присутствие в Италии, представители итальянской стороны, тем не менее, уточнили, что российский газовый гигант не войдет в капитал SNAM Rete Gas, итальянской газотранспортной компании. Это, однако, не помешает «Газпрому» стать миноритарным акционером Enipower, филиала ENI, занимающегося производством электричества и являющегося одним из наиболее активных потребителей газа.
Для «Газпрома» настоящая сделка стала еще одним шагом на пути завоевания европейского рынка, на котором российская компания преследует цель добиться права прямых продаж конечному потребителю.
Сегодня «Газпром» поставляет в Европу 26% от общего объема потребляемого ей газа. Но пока российский монополист так и смог получить контроль за распределительной сетью, поскольку европейцы опасаются попасть под чересчур большую зависимость от этой полугосударственной структуры.
Сделка с ENI обсуждалась на протяжении многих месяцев, однако, ее подписание, изначально намеченное на 15 октября, пришлось отложить
И вот, наконец, 14 ноября глава ENI проявил доверие, заявив: « В плане конкуренции, этот договор не вызывает у нас опасений». А министр экономического развития Италии, Пьерлуиджи Берсани, предупредил, что будет внимательно следить за соблюдением «условий взаимодействия», предусмотренных договором.
«Газпром» заключает договор с ENI в то самое время, когда Россия отказывается подписать Энергетическую Хартию с Евросоюзом. Брюссель призывает Москву принять условия Хартии, которая позволит европейцам получить наилучшие гарантии безопасности энергопоставок. Но Россия на это не идет, опасаясь, в первую очередь, того, что это ударит по «Газпрому» и его монополии на поставки газа за рубеж.
Собственный перевод