Страны-новички, вошедшие в ЕС в рамках его расширения, плохо приживаются в

Страны-новички, вошедшие в ЕС в рамках его расширения, плохо приживаются в

Страны-новички, вошедшие в ЕС в рамках его расширения, плохо приживаются в

По примеру Польши, которая борется за свое существование в ЕС при помощи силовых методов, еще 10 «новичков» продолжают, и после 2 лет пребывания в «европейской семье», задавать себе вопрос: каким образом оказывать влияние на европейские решения.
21 ноября Варшава продемонстрировала свою непреклонность, несмотря на давление партнеров по ЕС, и отказалась снять свое вето на продолжение переговоров по новому партнерскому соглашению с Россией. «Польша — единственный член ЕС, регулярно использующий свое право вето, но этот метод ни что иное, как отражение неудовлетворенности в более широком смысле», — считает Даниель Гро, директор Центра изучения европейской политики в Брюсселе.
И на самом деле, у десяти «новичков» накопилось немало причин для горечи. Так, при рассмотрении директивы о либерализации рынка услуг (директива Болкештейна), принятой 15 ноября, именно государства, являющиеся наиболее ярыми противниками проекта, в первую очередь, Франция и Германия, исполняли заглавную партию и в Европарламенте, и в Совете Европы, заглушая мнение «новичков» Евросоюза, выступающих за большую либерализацию рынка. В то время как 10 «новеньких» единым фронтом борются за возможность свободного перемещения своей рабочей силы по территории ЕС, 15 «старожилов» робко приоткрывают свои двери, за исключением, пожалуй, Ирландии и Великобритании. В то время как «новая» Европа оспаривает правильность и уместность критериев Маастрихта, используемых для определения ее способности перехода на евро, страны евро-зоны проявляют несговорчивость и не хотят идти на уступки.
Однако, на бумаге «десятка» представляется вполне реальной силой, особенно сейчас, когда процесс расширения, при отсутствии Конституции, осложняет работу Евросоюза. «При голосовании, влияние этих стран превосходит их экономический вес», — считает Петер Балаш, бывший еврокомиссар от Венгрии. В Парламенте «новички» имеют 159 представителей из 732. В Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозо также распределил ключевые посты между представителями из стран Центральной Европы: за региональную политику отвечает полячка, за управление кадрами — эстонец, а за бюджетную политику — литовка.
В Совете Европы «старожилы» обхаживают десятку «новичков», когда есть необходимость в их голосах. Так, Великобритания смогла заручиться поддержкой большинства центрально-европейских стран, чтобы продолжать пользоваться правом на превышающую «европейский потолок» продолжительность рабочей недели.  Когда требуется единогласие, например, по вопросу налоговой системы, дискуссии сразу же превращаются в общую свалку, борьбу всех со всеми. В начале года Польша, Кипр и Чехия несколько дней блокировали принятие соглашения по НДС. «Новички поднимают голову для защиты своих интересов, без всякой претензии на захват власти», — говорит один из завсегдатаев брюссельских заседаний.
«О существовании категории ‘новичков’ в Евросоюзе можно говорить лишь в редких случаях, — считает эстонский еврокомиссар Сиим Каллас. — Каждый реагирует согласно своим личным интересам, и чаще всего у каждой страны они очень разные». В плане торговли, поляки поддерживают франко-итальянские позиции, чтобы защитить свою легкую промышленность, в то время как венгры ратуют за свободную торговлю, по примеру англичан и немцев.
Каких-либо
излюбленных альянсов с кем-то из «старожилов» не существует. Германия, которая после падения «железного занавеса» отчаянно выступала за расширение, является наиболее естественным партнером. Но за свою поддержку она хочет получать дивиденды, о чем свидетельствуют серьезные трения, возникшие в последние месяцы, между Берлином, Польшей и странами Балтии по вопросу энергетики. Энергетика — та самая область, где «десятке» нужна особая солидарность.
Великобритании не слишком удалось привлечь на свою сторону страны, имеющие, тем не менее, репутацию реформаторов и сторонников НАТО.  Еще до мая 2004 года, большинство из этой «десятки», тогда еще в ранге кандидатов в члены ЕС, поддержали войну в Ираке в унисон с Лондоном, Римом и Мадридом. «Они упустили возможность промолчать» — знаменитый комментарий Жака Ширака, вызвавший негодование «новичков».
Но чары Тони Блэра вскоре иссякли. В конце 2005 года председательствующий в Евросоюзе хозяин Даунинг Стрит 10 охладил пыл своих коллег из Восточной Европы, потребовав, чтобы те отказались от части финансовой помощи, которая была им обещана, чтобы залатать бюджет Евросоюза, не упраздняя при этом так называемую «британскую скидку».

Неопытность
По мнению Павела Герчиньски, руководителя европейского департамента в Министерстве иностранных дел Польши, относительная беспомощность «десятки» объясняется отсутствием опыта. «Нам необходимо узнать, как действует эта система, а круг экспертов по данным вопросам очень узок», — говорит этот высокопоставленный чиновник. «Новички», привыкшие, как правило, к очень бурной политической жизни, склонны к импровизации. Например, не так давно польский президент Лех Качиньски предложил создать европейскую армию, опирающуюся на поддержку НАТО, чем вызвал смятение своего министра обороны, который объяснил президенту, что данное предложение пока не обсуждалось в правительстве.
Подобные экспромты сопровождаются недостаточной преемственностью внутри различных институтов, несмотря на то, что выходцы из стран-новичков получают преимущество при распределении постов. Однако, на сегодняшний день из 25 000 чиновников, принятых Еврокомиссией на работу, лишь 2000 являются гражданами «десятки», но число тех, кто занимал бы высокие посты, слишком ничтожно.

Собственный перевод

Оценить статью
(0)