Год до выборов

Год до выборов

Год до выборов

Меньше месяца назад Президент России Владимир Путин во время «Прямой линии» с народом России, опровергая информацию о возможном принятии закона о налоге на бездетность, заявил, что для такого закона нет моральных оснований. «Закон не может быть не моральным. Закон всегда морален, иначе он — плохой закон», — отметил Президент. Взять бы российским чиновникам и госслужащим всех уровней — от федерального до сельских муниципалитетов — слова главы государства в качестве одного из принципов принятия решений. Поместить бы их как девиз у себя в кабинете, в тех самых местах, которые они любят отмечать портретами Президента — на стене, чтобы каждый посетитель мог засвидетельствовать, какими принципами руководствуется чиновник или госслужащий, на рабочем столе, чтобы и сам чиновник помнил. И чтобы этот принцип действовал не только для законодателей, но чтобы из него вытекали действия исполнительной власти, государственных компаний. Ведь «закон всегда морален» (с) см. выше, а не только в момент его принятия.
Но то ли потому, что общался Владимир Владимирович с народом, то ли потому, что слова о моральной составляющей государственной политики утонули в общей массе вопросов и ответов, широкого цитирования и принятия к исполнению слов главы государства не заметно.
После повального (иначе не скажешь) отравления населения России бытовой химией, от которых пострадали 2634 человека, в том числе 122 человека скончались, одной из мер предотвращения подобной ситуации стало заявление ГУП «Росспиртпром» о выпуске с начала 2007 года дешевой «народной» водки. Начальник управления информации этого государственного унитарного предприятия Дмитрий Добров назвал отпускную цену такой водки — 53 рубля. В магазинах «народная» в нескольких вариантах («Пшеничная», «Кедровая» и др.) будет стоить ориентировочно чуть более 60 рублей.
Еще недавно мы удивлялись способности правительства поменять миграционную политику на 180 градусов — от объявления политики привлечения мигрантов полгода назад до принятия мер постановления об утверждении квоты на выдачу разрешений на работу мигрантам, после трагических событий в Кондопоге. Было сразу ясно, что такая, пусть и полезная в отношении ситуации с торговыми местами на рынках и в отношении повышения качества рабочей силы мера, именно как ответ на конфликт в Кондопоге, когда местных жителей убивали не мигранты, а «россияне» чеченской национальности, не совсем адекватна. Мера касалась только мигрантов из зарубежья, в основном украинцев, молдаван, таджиков, узбеков, массовых конфликтов с которыми не отмечается, и которые едут зарабатывать хоть на какую-то жизнь. Конфликты же в Яндыках, Нальчике,  Кондопоге произошли между местным населением (русские, в Яндыках калмыки) и приезжими гражданами России — чеченцами, а в Сальске — дагестанцами. Эффективной мерой введение квоты и усиление контроля за качеством миграции как ответ на «бытовые» (официальная версия), а на деле межнациональные, конфликты, можно считать только в отношении азербайджанцев — с криминальными элементами из числа которых также отмечены конфликты — в Харагуне, Сыктывкаре, московском Бирюлево. Остальные же конфликты, в том числе, побудивший правительство принять меры -  в Кондопоге — повторяю, произошли между представителями различных национальностей, проживающих внутри России. Соответственно, ограничение и усиление контроля за миграцией, наведение порядка на рынках, полными мерами по предотвращению подобных конфликтогенных ситуаций в будущем, не являются.
Также и с массовыми отравлениями т.н. некачественным алкоголем, а на деле бытовой химией. Не успел народ забыть об ажиотаже, вызванном исчезновением алкоголя с прилавков из-за нехватки акцизных марок и в связи с введением новой единой системы контроля ЕГАИС, которое инициировало правительство, как государство, испугавшись массовых отравлений граждан некачественным алкоголем, отреагировало «подарком» — обещанием дешевой водки с нового года. Такая мера фактически означает равнодушие к проблеме алкоголизма и попытку снять с себя ответственность за причастность к этой проблеме. Мол, алкоголь будет хоть дешевый, но качественный, а значит отравление бытовой химией исключено. Но на деле то любой алкоголь отравляет организм. Так называемый качественный алкоголь несет в себе не менее серьезную опасность, чем «можжевельники» и (ох, попадись мне на глаза аффтар названия) «максимки». Он отравляет не мгновенно, а постепенно. Он также влияет на качество рождаемости, на иммунитет организма к заболеваниям, на семейную кассу, съедая расходы на питание, одежду, школу и т.д., приводит к автомобильным авариям и пьяным дракам, к самоубийствам. Список последствий употребления качественного алкоголя можно продолжать. В России употребление водки (без учета теневого оборота, т.е. той самой качественной) составляет 9,7 л на человека. А по международным меркам порог такого употребления в 9 л означает, что нация вымирает. Потребление некачественного алкоголя является причиной, по разным данным, от 13,4% (данные председателя комитета ГД по охране здоровья Т. Яковлевой) до одной трети (данные СМИ) от всех смертей в результате  употребления алкоголя. Таким образом — как минимум 70% — от качественного алкоголя. С 1996 по 2006 год по причине употребления алкоголя скончалось более 900 тысяч человек. Из них 335 тысяч в результате отравления, 230 тысяч — в результате пьяных драк, и 250 тысяч в дорожно-транспортных авариях по вине пьяных водителей. Наблюдается рост смертности от алкоголя. С 2000 по 2004 год она увеличилась с 34 тысяч до 42 тысяч человек, т.е. в 1,3 раза.
В этой связи инициатива по производству дешевой «качественной водки» выглядит лицемерно и не поддается никаким моральным нормам, несмотря на озвученный в начале статьи критерий оценки закона Президентом. А раз закона — то тем паче и иных проявлений воли тех фигур и организаций, которые влияют на положение в стране, в данном случае — социальное положение.
К сожалению, ни Правительство, ни депутаты, ни члены Совета Федерации не прокомментировали перспективы выхода на массовый российский прилавок обилия пойла. Что понятно:  власть сегодня не реагирует комплексно на решение проблемы алкоголизма в России. Эта проблема как таковая даже не обсуждается. Ответственные ведомства — Роспотребнадзор и Россельхознадзор — ограничиваются только усилением контроля за качеством алкогольной продукции. Так, запрещен ввоз в Россию низкокачественных грузинских и молдавских вин, выявлены и ждут наказания производители и поставщики отравы, скосившей под видом водки более ста человек. Но, как показывает вышеприведенная статистика, одним контролем за качеством проблему алкоголизма в стране не решить. Да и проблема должна быть поставлена более широко — не отравления некачественным алкоголем, а употребления алкоголя вообще. Сам алкоголь должен быть обозначен как нежелательный для качества жизни продукт. И проблема алкоголизма должна решаться не только на уровне надзорных ведомств, а на уровне Правительства и Президента. Необходим комплекс мер для снижения уровня потребления алкоголя в стране. Как странно звучит в эпоху господства идеологии того самого потребления, не правда ли? Но власть должна решить — что для нее важнее — поступления с акцизов на вино и водку или здоровое и трезвое население? Здоровые рабочие и крестьяне, которые имеют шанс появиться в массе, пусть и не сразу (после обильного спаивания необходимо время для отвыкания от дурных привычек). Здоровые солдаты, о нехватке которых неоднократно заявляет министр обороны. И может все-таки лучше пожинать плоды добрых дел, потрудясь ради их осуществления, наладив производство полезных товаров и вырастив здоровых работников, а не пробавляться откатами от прессов лобби и сиюминутными доходами от акцизов? Почему налаживание производства какого бы то ни было продукта — мяса, птицы, программного обеспечения, автомобилей, нефтепереработки, медицинской техники, транспорта, а также строительства дорог — в лучшем случае у нас только в проекте, а производство водки — одно из наиболее развитых в стране? Почему, признавая катастрофическую нехватку доступного жилья для населения, для молодежи, дешевым народным жильем обеспечить людей не можем, а  дешевой народной водкой — с нового года и несколько сортов на выбор?!
И ведь меры-то изобретать не надо. Это не СПИД-ВИЧ, лекарства и вакцины от которого пока не изобрели. Меры известны и во многих странах применяются. Это социальная реклама, ограничение продажи спиртных напитков (как по возрасту, так и по времени), грамотная налоговая политика, привлечение населения к полезным способам морально-психологической разгрузки и повышение уровня жизни населения. Последнее основано на общем подъеме экономики, поэтому тема отдельного разговора, а обо всем остальном следует вкратце сказать.
Если морали не видно, сколь не присматривайся в кристально проспиртованные решения алкогольных магнатов, то может быть она будет видна в новых проектах наших законодателей?
Председатель думского комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева еще в мае нынешнего года заявила о необходимости установления налога, отчисляемого на лечение и реабилитацию алкоголиков.
Думается все же, что налог должен идти не на реабилитацию и лечение алкоголиков, а на профилактику (впрочем, это только личное мнение). Иначе может образоваться замкнутый круг — при распространении коррупции в среде чиновников, собирающих налог, может возникнуть соблазн не снижать число лечащихся и реабилитируемых неблаговидными способами, а то и увеличивать его. Не дай Бог, конечно. Да и не надо всю вину за алкоголизм валить на производителей. Просто выделять отдельную строку из бюджета здравоохранения на лечение и реабилитацию. 
А вот ограничить соблазнение напитками и пристрастие молодого поколения, не стимулировать к увеличению потребления умеренно и редко пьющих (хотя я за то, чтобы редкое употребление было максимумом) — к этому нужно производителей и продавцов обязать.
Необходимо ввести налог на изготовление социальной рекламы, направленной против злоупотребления спиртным, на пропаганду здорового образа жизни. Налог должны платить производители и продавцы спиртного, причем его шкала будет зависеть от роста производства и продаж алкоголя. То есть, чем больше производим и продаем алкоголя, тем больше вкладываем в компенсацию вреда от него. На Украине в 2004 году ввели 5%-ный сбор с затрат на рекламу алкоголя и табака, который идет на социальную рекламу. Однако в таком случае объем сбора зависит от рекламы алкоголя и табака, а так как она в России ограничена, то ее объемы не могут охватывать всех потребителей спиртного. Для многих алкоголь вообще нет смысла рекламировать, они и так знают, где и что продается, со многими потребителями устанавливается контакт с помощью других форм коммуникаций. Следовательно, логично ввести такой налог именно с производства и продажи (соответственно для производителей и продавцов).
Замдиректора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Игорь Ступаков предложил обязать СМИ выделять время и площади на антиалкогольную пропаганду. Можно было бы объединить эту идею с идеей о налоге на изготовление социальной рекламы, заранее определяя рекламоносителей и объемы рекламы в каждом из них. Рекламоносителям могут быть предоставлены определенные льготы и преимущества.
Таким образом будет больше гарантий целевого использования средств и избегнута перспектива праздного шатания собранных сумм по многочисленным коридорам.
Необходимо пропагандировать спорт, как в детско-юношеской среде, так и среди взрослых, привлекая к социальной рекламе популярных и авторитетных в России, в мире, в определенной социальной аудитории людей, используя для этого эффективные рекламные и информационные технологии. Привлечение к здоровому и спортивному образу жизни должно стать необходимой составляющей жизни человека со школьной … беговой дорожки и спортзала. Сегодня во многих населенных пунктах, особенно на селе, где нет спортивных секций, подростки и молодежь пьют из-за того, что им больше нечем заняться по вечерам. Нужно стимулировать учителей физкультуры, ОБЖ и НВП к занятиям с учениками в вечернее время, либо просто предоставлять им спортивные залы и оборудование хотя бы для спортивных игр. Нужно стимулировать проведение спортивных состязаний на местах как мотивацию к занятию спортом.
Необходимо проявить внимание к продаже слабоалкогольных энергетических коктейлей, потребителями которых являются преимущественно подростки и молодежь. Ученые не раз предупреждали о том, что такие напитки вызывают эффект привыкания и очень вредят здоровью (а значит и жизни). Весной нынешнего года украинская дизайн-студия Allberry по заказу некой российской компании оформила дизайн серии слабоалкогольных напитков с символическим названием «ЙАД».
А отравления химикатами с этикеткой от водки можно предупредить, установив минимальный уровень цен на такие жидкости, который был бы не дешевле нескольких сортов наиболее дешевой водки. Нескольких — чтобы с запасом, на случай если самый дешевый сорт закончился. А не снижая цен на водку, изобретая сорта «для народа».
Тогда и мораль в принятии решений будет.

Максим Дубровин

Оценить статью
(0)