Согласно устному заявлению президента Михаила Саакашвили, Грузия поддержит вступление России во Всемирную Торговую Организацию. Чем обусловлена эта поддержка?
Георгий Хелашвили, эксперт:
- Для нас это не принципиальный вопрос, а тема, на которую можно поторговаться. Грузия может иметь два требования: расположение наших представителей в пограничных пунктах между Россией, Южной Осетией и Абхазией для контроля за грузами и снятие эмбарго. Это для Грузии может быть приемлемо.
Тина Хидашели, Республиканская партия:
- Мне очень трудно комментировать решения президента по причине непоследовательности его политики. Главная причина, наверное, в том, что маленькие страны таких решений, к сожалению, не принимают — маленькие страны бывают вынуждены принимать такие решения. Хотя я думаю, мы могли бы получить максимум из этой ситуации. Наши требования должны были быть четкими, жесткими и просчитанными во времени.
Давид Апрасидзе, эксперт:
- В международной политике каждый козырь имеет свою цену. Наше согласие должно быть продано за столько, за сколько оно может быть продано. В данном случае упрямиться не имеет смысла.
Может быть, за эту поддержку мы и не будем предъявлять никаких условий, но в проигрыше мы в любом случае не останемся: вступив в ВТО, Россия будет связана определенными обязательствами. Она должны открыть рынок для нашей продукции. А для нас это немало.
Леван Бердзенишвили, парламентарий:
- К сожалению, политику Грузии определяют Соединенные Штаты.
Гоги Хуцишвили, конфликтолог:
- Если президент заявил о согласии, не поставив никаких условий, это значит, что он пытается нейтрализовать напряженность в
Может быть, это решение подсказал нашему президенту президент Америки, но интересы нашей страны президент Саакашвили должен ставить выше.
Паата Закареишвили, эксперт:
- Как видно, на президента оказали влияние Соединенные Штаты. С тех пор, как Америка нашла общий язык с Россией, в ее интересы уже не входит создание препятствий для ее вступления в ВТО. Наверное, Грузию попросили учесть этот момент.
Выходит, что мы отказались от невыполнимых условий. Размещение наших пограничников на Псоу и у Рокского тоннеля — вопрос политический, он не имеет отношения к торговле. Если Россия снимет эмбарго, если грузинские вина вернутся на российский рынок — это стоит вступления России в ВТО.
Возвращение на российский рынок — более долговечный и надежный проект, чем временное открытие таможенных пунктов на Псоу и Рокского тоннеля и скорое нарушение этих условий. Нельзя требовать от властей нереального.
Беседовала Верико Тевзадзе