На повестке дня безопасность российских трубопроводов

На повестке дня безопасность российских трубопроводов

На повестке дня безопасность российских трубопроводов

С наступлением зимы возможные перебои в российских энергопоставках могут привести к серьезным негативным последствиям в других бывших советских республиках. Вероятность новых отключений энергоснабжения в атмосфере эскалации напряженности требует нового взгляда на проблемы безопасности российских трубопроводов.
Опасности, грозящие трубопроводным системам, можно объединить в две категории: это аварии и диверсии. Многие аварии вызываются земляными работами, недостаточной пропускной мощностью систем, коррозией, погодными условиями, механическими поломками, повреждениями системы контроля, ошибками операторов и стихийными бедствиями.
Сегодня, когда Россия стремится повысить добычу нефти и газа для поставок на внутренний и зарубежный рынки, ее трубопроводные системы не отвечают амбициям производителей. Попытки перегружать систему приводят к авариям. Например, повышение давления стало официальной причиной взрыва на трубопроводе Аксай-Грозный в январе 2006 г.
До 60% российской трубопроводной системы нуждается в модернизации. На экспорт Россия направляет почти 7 млн. баррелей нефти и продукции переработки в сутки, из которых, по некоторым оценкам, лишь около 4 млн. баррелей в сутки транспортируется по магистральным трубопроводам. Все остальное идет на экспорт по более уязвимым и дорогим железнодорожным и морским транспортным маршрутам.
Не меньшую потребность в развитии трубопроводной инфраструктуры испытывает российский внутренний рынок. Примерно 80% всей российской трубопроводной системы, отдельные участки которой проложены в 1950-х годах, были ориентированы на экспорт, а не на внутреннее потребление. В результате многие регионы, включая приграничные территории, где проходят экспортные трубопроводы, не имеют отводов для снабжения местного населения и местной промышленности. Недостаток мощности и следующая из этого зависимость регионов от поставок с помощью танкеров и по железной дороге повышают опасность нападений и диверсий, увеличивают стоимость транспортных услуг и повышают вероятность незаконных «подключений» и хищений в тех районах, где наблюдается дефицит поставок.
Диверсии на трубопроводах осуществляются целым рядом способов, в том числе с использованием взрывчатых веществ или специальных механизмов для повреждения трубопроводной инфраструктуры, компьютерными атаками на системы контроля и физическим или программным повреждением электросетей или телекоммуникаций, приводящим к сбоям в зависящих от них системах контроля и безопасности трубопроводов.
Особую тревогу вызывают диверсии на российском Северном Кавказе: в Чечне, Северной Осетии и — все чаще — в Дагестане, по территории которых проходят трубопроводы, перекачивающие нефть, продукты нефтепереработки и газ. В последние несколько лет на газопровод Моздок-Гази-Магомед, протянутый в Азербайджан по территории Дагестана, было совершено более десяти нападений.
Защита трубопроводной инфраструктуры от нападений затруднена, в том числе, из-за отсутствия специальных служб. В Ставропольском крае сил местных полувоенных подразделений хватает для охраны менее 25% из 400 уязвимых объектов трубопроводной системы, сообщают российские органы информации.
Сложные топографические и погодные условия создают дополнительные трудности, как при обеспечении безопасности трубопроводов, так и их ремонте. Например, как сообщается, в январе этого года морозы замедлили процесс ремонта газопровода Моздок-Тбилиси.
Для
снижения числа аварий и диверсий можно было бы, среди прочего, принять такие дополнительные меры, как модернизация и укрепление трубопроводной инфраструктуры, создание буферных зон вдоль трубопроводных маршрутов, укрепление федеральной нормативной базы и усиление патрулирования государственными и частными охранными структурами.
Операторы, работающие на трубопроводах, следят за скоростью, движением и давлением в системе, устраняя неполадки и перекрывая трубопроводы в случае аварий. В России эта сфера деятельности крайне нуждается в иностранных специалистах — особенно в тех, кто занимается выявлением неполадок, предупреждением угроз, работой с персоналом и улучшением стандартов шифрования с целью предупреждения компьютерных атак.
Мониторинг трубопроводов играет важнейшую роль в предупреждении несанкционированных земляных работ, строительства, а также диверсий. В дополнение к обычным средствам воздушного наблюдения властям следовало бы подумать и о применении производимых в России беспилотных винтовых летательных аппаратов «Пустельга». Другой мало используемой возможностью является спутниковое наблюдение, например используемое Northrop Grumman для мониторинга энергетической инфраструктуры в Турции и Египте. Эффективное наблюдение позволяет сократить персонал охраны, обеспечивающей безопасность трубопроводных маршрутов, и переключить внимание на создание подразделений быстрого реагирования, действующих на основе поступающей информации.
Количество инцидентов, связанных с повышением давления и разрывами трубопроводов, могло бы быть сокращено с помощью расширения, модернизации и укрепления существующей трубопроводной инфраструктуры, например установления на трубах внешней оболочки из углеродного волокна. Реагируя отчасти на проблемы с экспортными маршрутами, российский энергогигант «Газпром» направляет значительные средства на модернизацию трубопроводов.
Более интенсивное патрулирование, хотя и малоэффективное на пересеченной местности и в сложных погодных условиях, все же могло бы способствовать физической безопасности трубопроводов. Одним из методов могло бы стать повышение роли правоохранительных органов и вооруженных сил в охране инфраструктуры — подобно тому, как это было сделано при усилении патрулей войсками МВД на трубопроводе Моздок-Тбилиси в Северной Осетии и в ходе оперативных учений с участием Тыла Вооруженных сил РФ и государственной монополии «Транснефтепродукт». Некоторые российские эксперты жалуются также на отсутствие правовой базы, необходимой для привлечения частных военных подрядчиков. Безопасность трубопроводов можно было бы также повысить за счет возведения стен и оград, а также прокладки новых трубопроводов под землей. Некоторые российские эксперты предлагают «маскировать» трубопроводы с помощью «обманных» труб или даже убирать предупреждающие знаки.
Ни одна такая контрмера, взятая в отдельности, не в состоянии надежно обеспечить безопасность российских трубопроводных систем. Сети тянутся на тысячи километров по малодоступной местности, через самые политически нестабильные регионы Евразии. Всесторонний подход к безопасности трубопроводов должен включать меры по модернизации и укреплению инфраструктуры, по улучшению стандартов безопасности и нормативной базы, по применению современных технологий наблюдения, созданию буферных зон и увеличению количества патрулей. При осуществлении многих из этих мер весьма важную роль могли бы сыграть зарубежные эксперты.

Юрий М. Жуков — учредитель и директор вашингтонской фирмы Bering Research, занимающейся консультированием по военным вопросам. 

Оценить статью
(0)