Свое отношение к этим выборам уже успели высказать США и Евросоюз. А также страны, которые к ведущим игрокам явно не относятся: Украина и, конечно же, Молдова. Исключение пока составляет Россия, МИД которой не спешит озвучивать своего отношения к этим выборам. Депутаты российской Думы, приезжавшие в воскресенье в Тирасполь, говорили, что Москва скорее всего просто признает «факт волеизъявления граждан» (за кандидатуру Игоря Смирнова, напомню, проголосовало 82,4% граждан), но и такого признания пока не последовало.
Позицию Европейского Союза озвучила во вторник еврокомиссар по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер. «Как известно, - заявила она, Европейский Союз не признает независимость Приднестровья. Мы не признаем также это голосование или его результаты». Такое же отношение ЕС высказал относительно прошедшего 17 сентября в Приднестровье референдума по определению дальнейшего внешнего курса непризнанной республики.
В свою очередь представитель верховного комиссара ЕС по внешней политике Эмма Удвин дала для российских СМИ более развернутое объяснение позиции Евросоюза в данном вопросе. Она напомнила, что «ЕС придерживается принципов международного права и не признает независимость Приднестровья, Южной Осетии, Нагорного Карабаха или Абхазии». «Мы выступаем только за процессы мирного урегулирования: переговоры по Приднестровью, Минская группа по Нагорному Карабаху, комиссия совместного контроля по Южной Осетии. Евросоюз не поддерживает односторонние действия, поэтому мы хотим, чтобы проблема каждого из регионов находилась в рамках переговорного урегулирования. Другими словами, во всех перечисленных случаях только один выход – переговоры», - заявила Удвин.
Она добавила: «В Европе существует свобода слова, и все люди могут свободно выражать свое мнение. Наша точка зрения (и все 25 стран-членов ЕС тут единодушны) заключается в том, что в этих регионах решение, которое устроило бы все стороны, можно найти только с помощью переговоров».
В администрация Джорджа Буша приднестровские выборы назвали «попыткой дестабилизации Молдовы». Там также сообщили, беря на себя смелость высказываться за все мировое сообщество, что «эти выборы не признаны ни одним государством в мире». «США и международное сообщество считают Приднестровье частью Молдовы, и в проведенных приднестровским режимом так называемых выборах мы видим усилия по дестабилизации Молдовы», - заявил во вторник официальный представитель Госдепартамента США Терри Дэвидсон. Он констатировал, что США, ЕС и ОБСЕ постоянно призывают все стороны к переговорам по поиску решения, которое будет уважать суверенитет и территориальную целостность РМ.
По результатам выборов президента т.н. ПМР, за Игорем Смирновым с его 82,4% следуют представитель партии коммунистов Надежда Бондаренко, которая набрала чуть более 8% голосов, оппозиционный кандидат Андрей Сафонов с 3,9% и бизнесмен, депутат Верховного Совета ПМР Петр Томайлы с 2,1% голосов.
В Хельсинкском комитете по правам человека в Молдове утверждают, что жителей Приднестровья «заставили проголосовать за действующего президента непризнанной республики Игоря Смирнова».
Однако многие кишиневские журналисты, которые находились в Тирасполе в день голосования, не разделяют эту точку зрения. Большинство (но далеко не абсолютное) жителей Приднестровья осознанно сделали свой выбор, хотя бы потому, что они могли вообще не ходить на избирательные участки, но предпочли это сделать. Явка составила чуть более 66%.
С другой стороны, на фоне тех усилий, которые прилагала приднестровская власть в рамках избирательной кампании, эта явка не кажется очень высокой. Она говорит, по мнению ряда экспертов, о кризисе власти в Приднестровье, когда свои кандидатуры на выборах выдвигают заранее бесперспективные в плане возможного президентства люди и явно делают это для создания фона.
Единственным реально позиционным кандидатом был главный редактор «Новой газеты» Андрей Сафонов, но и его в ходе кампании всячески пытались задавить, хоть и понятно было, что Сафонов не представляет реальной конкуренции Смирнову. Теперь оппозиционный кандидат выражает сомнение в результатах, объявленных ЦИКом: «Считаем, что это очень странные цифры, а столь большая разница между результатами, полученными действующим «президентом» приднестровского региона, заставляют думать, что нельзя исключить вариант фальсификации результатов».
Максим Тунгусов