На прошлой неделе вице-премьер Сергей Иванов в торжественной обстановке встречал военнослужащих 100-го отдельного мостового батальона Вооруженных Сил России. Они восстанавливали в Ливане мосты, разрушенные ударами израильской военной авиации минувшим летом, на основе двусторонних договоренностей между Москвой и Бейрутом вне рамок миротворческой операции ООН.
Изначально ливанской стороной были определены шесть мостов, подлежащих восстановлению. Затем по просьбе Бейрута количество объектов увеличилось до восьми. Восстановленные мосты имеют протяженность от 100 до 400 метров и грузоподъемность до 60 тонн, срок эксплуатации - не менее 20 лет. Протяженность 8 мостов, воздвигнутых за два месяца пребывания в Ливане российскими военными строителями, составила 454 метра, построено 1,5 км дорог. Российские специалисты обучили инженеров ливанской армии, которые под их наблюдением собрали также один автодорожный мост. В минувшую субботу в Бейруте был подписан акт о передаче ливанской армии части имущества и техники 100-го отдельного мостостроительного батальона. Ливанцы получат также базовый лагерь в Захрани со всей инфраструктурой и тыловым обеспечением, который, как объявлено, станет центром по обучению ливанских солдат и офицеров.
Казалось бы, Россия сделала важное дело. Она помогла ливанскому правительству в восстановлении дорожной инфраструктуры. Между тем российские военнослужащие действовали вне рамок миротворческого процесса, подчеркивая, что они не причастны к ливано-израильской войне и не собираются участвовать в долговременных мероприятиях на линии разъединения конфликтующих сторон.
Однако труд российских военных инженеров оказался незамеченным большинством ливанского общества, охваченного митинговыми страстями. Как известно, ливанское правительство, с которым Россия подписала соглашения на строительство мостов, не пользуется поддержкой населения.
В этой связи возникают вопросы. А нужно ли было вообще участвовать России в строительстве мостов в Ливане? 500 млн. рублей помощи - это большие траты. Москва, видимо, хочет отстаивать свои интересы на Ближнем Востоке. Но вот какие, трудно понять.
Аналогичная ситуация возникает вокруг Афганистана. Россия поставила туда оружия на 200 млн. долларов, однако категорически отказывается участвовать в урегулировании конфликта в стране. Москва упрекает НАТО в неспособности вести борьбу с наркопроизводством в Афганистане. Однако решилась уйти с таджикско-афганской границы, создав возможность более свободного продвижения наркотиков в страны СНГ.
Таким образом, в позиции российского руководства по отношению к тем или иным международным конфликтам порой не видно четкой логики. Это ведет к значительным тратам собственных денег, что имеет мало общего с реализацией геополитических интересов РФ в мире.