Сегодня в стадии разработки находится «Закон о пенсионном обеспечении государственных служащих». Он будет напрямую касаться и венных пенсионеров, т.к. военнослужащие отнесены к категории государственных служащих. Вследствие этого депутаты считают нецелесообразным срочно выполнять Определение Конституционного Суда от 11 мая 2006 года № 187–0, в котором Конституционный суд РФ определил:
«Федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учётом страховых взносов, отражённых на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года».
Одновременно прорабатывается предложение разрешить работающим военным пенсионерам получать вторую, гражданскую пенсию без её базовой составляющей с учётом суммы, накопленной пенсионерами на персональных пенсионных счетах. Конкретных сроков принятия окончательного решения по этой проблеме «единороссы» не называют.
Второй вопрос: возвращение задолженности военным пенсионерам, образовавшейся в период с 1995 по 1998 год из- за не проведенного пересчёта пенсий после увеличения окладов военнослужащим на 25% в декабре 1994 года. Министерство обороны отказывается произвести соответствующий пересчёт, несмотря на Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2004 года:
«Пенсии, назначенные уволенным с военной службы гражданам, подлежат повышению в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих». Далее Верховный Суд дал разъяснение:
«В судебном заседании требуется выяснить, был ли увеличен в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года №1349 оклад на 25% военнослужащему по должности, которую он занимал перед увольнением со службы и оклад, который был учтён при исчислении пенсии. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, создать условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установлению фактических обстоятельств и правильному применению законодательства».
Но Министерство обороны и многие горвоенкоматы преднамеренно усложняют военным пенсионерам сбор доказательств, не выдают им необходимых справок об изменениях денежного довольствия в указанный период. На заседании комитета по обороне Государственной думы в ноябре 2006 года председатель комитета Совета Федерации по обороне Озеров задал председателю комитета по обороне Госдумы Заварзину вопрос: «Что же, мы так и не достигли ни по одной проблеме, касающейся военных пенсионеров, ни одного положительного результата?». Генерал — полковник Заварзин, один из столпов «Единой России», скромно промолчал.
А вот Минфин устами своего самого авторитетного и грамотного сотрудника, директора Департамента бюджетной политики Минфина РФ Чистовой Веры Эргешевны подвёл итог дискуссии: «Определения Конституционного Суда РФ не направлены в адрес Минфина и нас не касаются». Но, одновременно, она заметила: «Там, где суды принимают соответствующие решения, мы этот долг признаём и выплачиваем. Пусть судятся».
В октябре 2006 года Конституционный Суд РФ вынес специальное Определение № 305 -0 об обязательности решений и определений КС для судов общей юрисдикции.
Третий вопрос, самый трудный, т.к. самый затратный для Министерства обороны. С 2000 года по настоящий момент нарушается право военных пенсионеров на получение в составе пенсии полной стоимости продовольственного пайка. Сейчас стоимость (денежная категория) заменена на неиндексируемую много лет компенсацию в 20 рублей в день. Придуманная Министерством обороны система «надбавок и премий по итогам» действующим военнослужащим полностью дискредитировала принцип: «пенсия составляет 50–85 % от полного денежного довольствия». Реально на сегодняшний день — это 25- 35%%. Министерство упрямо не признаёт Определений и Постановлений Конституционного Суда РФ в пользу военных пенсионеров по этому вопросу: от 14 декабря 2004 года № 429–0, от 20 июня 2006 года № 164 — 0, от 10 октября 2006 года № 305–0 и др.
В настоящий момент готовы к рассмотрению четыре законопроекта, направленные на разрешение этой проблемы (три — от Государственной Думы, один — от Минфина), но никто их не решается внести на рассмотрение. Депутаты от «Единой России» не могут действовать без разрешения правительства РФ и администрации Президента, а правительство понимает, что их законопроект резко ухудшает социальное положение военных пенсионеров и принятие его нарушает их конституционные права. Поэтому готовится пятый законопроект, устанавливающий стоимость продовольственного пайка по годам: в 2000, 2001, 2002. 2003, 2004, 2005, 2006 гг. Принятие такого закона станет надёжным юридическим основанием для решения проблемы.
Себя руководство Министерства обороны и депутаты Госдумы не забывают.
Продекларированный доход министра обороны Сергея Иванова за 2005 год -1, 6 млн. рублей. Он получает, кроме денежного довольствия и пр., пенсию в размере 20 000 рублей. В 2006 году доход С. Иванова будет значительно выше. Годовой доход российского лейтенанта около 6- 7 тысяч рублей (отличается от министерского в 230 раз).
8 ноября 2006 года большинством голосов (363 — за , 47 депутатов против, «Родина» голосовала «за») Госдума приняла закон о присвоении воинских званий офицерам запаса. Согласно этому закону, находящиеся в запасе офицеры смогут получить не два, как сейчас, а шесть и более очередных воинских званий. Один из авторов документа, первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Алексей Сигуткин заявил: «Таким образом, находясь в запасе, можно будет пройти путь от лейтенанта до полковника и выше. Гражданин в запасе может привлекаться к военным сборам шесть раз: один раз в три года». Авторы проекта считают, что это станет стимулом для российских граждан к прохождению военных сборов и максимально повысит профессиональный уровень тех, кто находится в запасе.
Но, по мнению настоящих армейских офицеров, этот закон полностью обесценивает воинские звания, которые ими зарабатывались при минимальных зарплатах не мягким местом и не в мягком кресле. Филологу Сергею Иванову и «оппозиционеру» Владимиру Жириновскому этого не понять. В декабре 2006 года Жириновский, прошедший в Госдуме путь от капитана до полковника, появлялся на людях в генеральской форме.
Роберт Быков, помощник депутата Госдумы