Бизнес наивысшего риска

Бизнес наивысшего риска

Бизнес наивысшего риска

Россия — страна непрогнозируемых рисков. Она унаследовала преобладающую часть некогда мощнейшей в мире советской химической индустрии. И не сумела должным образом распорядиться этим богатством — основой государственной экономики и социального благополучия.
Хуже того, после реорганизации системы управления и приватизации госсобственности химическая отрасль оказалась фактически неподконтрольной государству. То есть, формально госконтроль никто не отменял, но осуществляют его десятки надзорных органов, где сидят люди, далекие от понимания химии и уж тем более особенностей развития химпроизводства и связанных с ним проблем учета оборота химических веществ. А многие из таких предприятий относятся к категории опасных и даже особо опасных.
Серьезную озабоченность вызывает деградация отрасли химических реактивов, особо чистых химических веществ и композитных материалов. Это малотоннажные химические производства, которые выпускают широчайший ассортимент реактивов, необходимых в быту, промышленности и фармакологии. Как оказалось, здесь сконцентрированы наивысшие риски для бизнеса.
С реорганизацией В/О «Союзреактив» производство, закупка и поставка реактивов лишилась государственной поддержки и координации. Отечественные и зарубежные инвесторы интереса к малотоннажной химии не проявляют, поскольку производство здесь малорентабельно. А современное законодательство не только не способствует развитию отрасли, но и существенным образом его сдерживает. Существенным тормозом является большое число надзорных органов, разрабатывающих и одновременно пользующихся несовершенным законодательством.
Сегодня органами ФСКН России возбуждено около 1800 уголовных дел, в том числе, против законопослушных участников рынка реактивов и химических реактивов двойного назначения, так называемых «прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ». Законопослушность подтверждается отсутствием в их действиях состава преступлений, направленных на производство, потребление или сбыт собственно наркотиков.
Вина наших предпринимателей, стихийно попавших на рынок химических реактивов, заключается в якобы безлицензионном обороте широко используемых в производстве, медицине и в быту ацетона, толуола, серного эфира, марганцовки, соляной и серной кислот, и некоторых других химических веществ внесенных, в соответствии с общими нормами международного права, в список 26 «прекурсоров», а также в список «сильнодействующих и ядовитых веществ» контролируемых территориальными органами ФСКН России. При этом четкие нормы или требования, регламентирующие необходимость получения предприятиями специальных разрешений на оборот таких веществ, в законодательных или подзаконных актах отсутствуют. Все решения о правильности или неправильности их получения принимаются исключительно органами ФСКН России.
Оборот химических веществ двойного назначения, внесенных в специальный «список прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», контролируемый международным и российским законодательством, тем не менее лицензированию не подлежит, что не позволяет органам ФСКН России применять ст.ст. 171 и 174 УК России за этот вид деятельности. Но это позволяет применять их к предприятиям, у которых отсутствуют лицензии на деятельность по «эксплуатации опасных производственных объектов», где хранятся любые другие химические вещества и товары, не имеющие никакого отношения к компетенции ФСКН России. Применение ст.171 и ст.174 к предприятиям не имеющих разрешения на эксплуатацию опасных объектов крайне спорно и находится в компетенции Ростехнадзора, который, в свою очередь, так же не имеет достаточных полномочий, так как до сих пор законодательно не определены все виды «опасных объектов», на которых хранятся опасные химические вещества. Законодательно не определен термин «опасное химическое вещество», и его размерность.
Некоторые руководители Ростехнадзора считают, что деятельность по обороту контролируемых веществ вообще не должна лицензироваться. Так Заместитель Руководителя Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по г. Москве. Токарев Н. Н. своим письмом от 08.02.2005 №315–241 на имя начальника УФСКН России по г. Москве В. Л. Хворостяна указывает: «Объекты, на которых осуществляется хранение и реализация ядовитых веществ относятся к объектам торговли и не попадают под нашу контрольную и разрешительную деятельность». Лицензии выданные органами Ростехнадзора (Госгортехнадзора России) с нарушениями действующего законодательства, свидетельствуют о существующей в 2001–2005гг. неразберихе в области лицензирования, в которой не ориентировались даже должностные лица территориальных органов исполнительной власти. Еще в меньшей степени в этих вопросах разбирались те, кто должен был получать лицензии. Они просто исполняли указания и предписания соответствующих органов надзора.
Не имея достаточной законодательной базы, регламентирующей оборот «прекурсоров», следствие вынуждено предъявлять обвинения по формальным признакам, используя для этого любые другие законодательно правовые и нормативные акты, не имеющие непосредственного отношения к обороту наркотиков. Отсутствие в следственной среде профессиональных химиков и специалистов в области промышленной безопасности увеличивает количество возбужденных дел.
Искусственно привязывая статьи уголовно-процессуального кодекса к «борьбе с отмыванием денежных средств» и, главное, к борьбе с незаконным оборотом «наркотических средств, психотропных веществ и их прекрсоров» (т.е. к своим уставным функциям, не понимая, при этом, что ацетон или соляная кислота не могут быть прекурсорами, т.е. предшественниками наркотиков) органы ФСКН Росси невольно профанируют свою деятельность, фальсифицируют статистику «раскрытия преступных действий», провоцируют беззаконность и коррупцию.
Тезис, прозвучавший в СМИ, что ФСКН России возвращает «незаконно отмытые средства», также не выдерживает критики. Директор «Никольского завода светотехнического стекла» за безлицензионный оборот соляной кислоты был осужден по ст.171 с выплатой штрафа в доход государства всего в 3 тысячи рублей. При этом завод и государство потеряло миллионы, не говоря о разрушенных деловых контактах и нанесенном моральном уроне. Аналогичные обвинения предъявлены и директору Московского ООО «АО Реахим», которому в вину вменяется якобы безлицензионный оборот химических товаров в «особо крупном размере и ассортименте», включая, в том числе, моющие средства, сорбенты, клеи, непонятно зачем отнесенных к «опасным химическим веществам», в результате нарушены деловые контакты с сотнями смежников, обороты предприятия упали вдвое, ранее ведущая в Москве организация по отчислению налогов плетется в хвосте. И таких примеров десятки.
Незаконный оборот серного эфира или толуола, причисленного решением общественного Постоянного комитета по контролю наркотиков — ПККН к «сильнодействующим веществам», преследуется органами ФСКН России по ст.234 УК России, что также не является легитимным, так как законодательно Списки «сильнодействующих веществ» и Сводная таблица их размеров не определены. Именно поэтому, Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2006г. №14 был вынужден отменить использование Списков ПККН в «Судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». Тем не менее, два руководителя ООО «Софэкс» за безлицензионный оборот серного эфира взяты до суда под стражу, хотя в предъявленном обвинении не указаны факты реализуемого ими серного эфира для производства наркотиков. Фактически, за спорные нарушения техники безопасности и лицензионного режима граждане (среди которых женщина), взяты под стражу как опасные преступники. 
Помимо специальных разрешений Ростехнадзора ФСКН России требует от предприятий, поставляющих химические товары, еще наличия неких «фармлицензий», мотивируя это тем, что многие вещества (тот же серный эфир, или хлороформ, масло медицинское вазелиновое, уротропин, глюкоза, натрий хлористый и мн. др.) относятся к фармацевтическим средствам. Объяснение, что указанные вещества еще более широко и легитимно используются в технических, пищевых, сельскохозяйственных и других «немедицинских» целях, продаются с НДС 18%, имеют соответствующую документацию и т.д., органами ФСКН России и прокуратуры во внимание не принимаются.
Инициирование органами ФСКН России большого числа уголовных и административных преследований, в том числе и получение права приостановки производств на 90 дней, лишний раз подчеркивает необходимость государственного и общественного вмешательства в дело поддержки руководителей малого и среднего бизнеса, с целью скорейшего восстановления и развития отечественной отрасли химических реактивов, особо чистых веществ и композитных материалов. Показательно, что уголовные претензии предъявляются лишь к руководителям малотоннажных химпроизводств. К производителям аналогичных, но крупнотоннажных химических производств, в том числе и «прекурсоров», у надзорных органов, как правило, претензий не имеется.

По вопросам возбуждения неоправданно большого числа уголовных дел в отношении законопослушных участников рынка реактивов и химических веществ двойного назначения, а также необходимости уточнения и корректировки существующего законодательства, Независимый экспертный совет по реактивам и химическим веществам двойного назначения при Российском союзе химиков и ТПП России неоднократно обращался в территориальные и федеральные органы ФСКН России, Прокуратуры России, в Правительство Российской Федерации, к депутатам Государственной Думы. Можно отметить, что эти усилия Экспертного совета были не напрасны.
Наметились определенные сдвиги в положительном рассмотрении судебными и административными органами возбужденных дел, в организации территориальными органами ФСКН России профилактической работы на химпредприятиях. Снижается и число новых административных и уголовных дел в отношении руководителей химпроизводств и дистрибьюторов.
Тем не менее, несмотря на доказанность имеющихся противоречий в российском законодательстве и уголовном праве, уже возбужденные уголовные дела не приостановлены, а содержащиеся в  СИЗО наши законопослушные коллеги не освобождены из-под стражи даже под залог до вынесения решения суда.
Непродуманная компания ФСКН России по уголовному преследованию законопослушных участников химического рынка ведет лишь к сворачиванию легального бизнеса в сфере малотоннажной химии, обслуживающей бытовые потребности широких слоев населения и многих промышленных предприятий. Легальный бизнес в этой сфере становится неоправданно высокорисковым.
С целью выхода из правового тупика Экспертный совет предлагает осуществить систему мер, позволяющих ужесточить контроль за оборотом химвеществ и снять риски для легальных производителей и дистрибьюторов химпродукции. Необходимо:
• Создать в рамках структур Минпромэнерго единый центр по развитию, и координации отрасли малотоннажной химии реактивов, особо чистых веществ, композитных материалов и химико-фармацевтических средств.
• Создать и подчинить этому Центру региональные службы по идентификации и контролю оборота химических веществ двойного назначения.
• Привлечь химическое научное сообщество к скорейшей разработке технических регламентов, других законодательных и правовых актов, направленных на усиление контроля за производством и оборотом химических веществ двойного назначения.
• Использовать специалистов в области химии, химических веществ двойного назначения, промышленной безопасности для проведения экспертиз при возбуждаемых (возбужденных) уголовных и административных дел в области химических веществ двойного назначения в целях обеспечения открытости и прозрачности уголовно-процессуальных процедур.
Наконец, важно, чтобы Генеральная Прокуратура России в рамках прокурорского надзора по соблюдению прав человека отказала органам наркоконтроля в праве возбуждать уголовные дела в отношении руководителей химпроизводств по ст.ст. 171, 174, 234 УК России, если в их деяниях не доказан умысел использования «прекурсоров» в разработке, распространении и использовании наркотических средств и психотропных веществ.
При этих условиях предприятия малотоннажной химии (а их по стране несколько тысяч) могут успешно развиваться на благо отечественной экономики. Без риска быть разрушенными административным произволом.

Сопредседатель Независимого экспертного совета
по реактивам и химическим веществам двойного назначения,
профессор, доктор технических наук
Владимир Помазанов

Член Совета, Заслуженный юрист Российской Федерации
Юрий Синельщиков

Оценить статью
(0)